Основы дизайнерского проектирования / Композиция

Модуль

Модуль, кажущийся столь современным, вовсе не изобретение нового времени, века индустриализации. Модуль существовал и тогда, когда почти все делалось вручную. Пришел он в декоративно-оформительское искусство из архитектуры и строительства. В современной советской архитектуре за модуль принят размер 10 см. Укрупненные модули - ЗМ, 6М. 12М, 15М, З0М. 60М - соответственно равняются 30 см, 60 см, 120 см, 150 см, 300 см, 600 см, для мелких деталей - 1/2М, 1/5М. 1/10М и т.д. (50 мм, 20 мм, 10 мм).

Ле Корбюзье предложил модульную систему, увязав ее с размерами человеческой фигуры и с пропорциями золотого сечения ("Модулер"). Взяв за основу размер 183 см (рост стоящего мужчины) и 226 см (рост человека с поднятой рукой), Ле Корбюзье построил математические ряды. "Красная шкала" - 183 см, 113 см, 70 см, 43 см, 27 см и "синяя шкала" - 226 см, 140 см, 86 см и т. д. Каждый ряд цифр связан между собой пропорциями золотого сечения. При этом интересно отметить, что цифры "синей шкалы" образованы удвоением предыдущих цифр "красной шкалы". Но самое примечательное в этих рядах то. что почти все указанные размеры так или иначе связаны с определенным положением человеческой фигуры в пространстве.

Различные разновидности модуля мы можем встретить и в дизайне, и в прикладном искусстве: модуль лежит в основе орнамента, в декоративной обработке тканей, обоев и т. д. Модульная система в декоративном оформительском искусстве и в частности в рекламе, может стать средством создания художественной гармонии и порядка в композиции, не говоря уже о том. что при широком использовании в композиции легких вариантных деталей заводского изготовления можно получить и значительный экономический эффект.

Метрический повтор

Метрический повтор в композиции, или "метр", как его иногда называют,— это неоднократное, с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента. Повторы в технике носят весьма разнообразный характер в зависимости от того, какие это элементы, каков их размер и шаг, повторяется ли один элемент или одновременно несколько разных каждый со своим шагом чередования. Это могут быть одинаково оформленные и расположенные с одним и тем же интервалом шкалы, сигнальные лампы, кнопки или тумблеры прибора, несущие конструктивные опоры, кронштейны, косынки, отверстия и т. п. В композиции могут акцентироваться повторяющиеся стыки одинаковых элементов, места разъемов, даже крепежные детали. Для современных технических структур тема повтора особенно характерна. В эпоху многосерийного индустриального производства, основанного на стандартизации и унификации, все большее значение приобретают системы элементов, основанные на едином модуле.

Зачастую в одной системе элементов параллельно развивается несколько рядов метрически повторяющихся объектов. Композиционная стройность такой системы, покоряя своей упорядоченностью, облегчает ход сложного трудового процесса. Если же метрический порядок в рядах нарушается непредусмотренными, случайными включениями одного или нескольких элементов, мы невольно регистрируем это нарушение закономерности. Метрический повтор в технике чаще всего отражает характер функциональных процессов и связан с конструкцией. Но иногда повтор вводится искусственно и используется как дополнительное средство организации формы. В технике немало примеров развития целых рядов метрических повторов. У поезда метро, например, довольно сложный метрический повтор окон, шага дверей и межвагонных промежутков.

Хотя метрический повтор сам по себе весьма активная закономерность, он еще не гарантирует гармонии, да и вообще повышения эстетических параметров. Если бесконечно повторять одну и ту же ноту в музыкальном произведении или строить архитектурную композицию на повторении только одного элемента, гармония не возникает, напротив, неизбежны унылая монотонность. В то же время в прекрасных памятниках архитектуры тема метрического повтора (шаг колонн, контрфорсов, скульптур и т. п.) всегда использовалась очень широко. Но повтор в них не оставался примитивным, а развивался иногда в весьма сложные системы гармонично скоординированных элементов, где одни поддерживали и обогащали повтор других. Организующая роль метрического повтора зависит от многих условий и прежде всего от активности самого повторяющегося элемента, от его роли в композиции. Наиболее активны повторы в объемно-пространственной структуре изделия при сильных светотеневых контрастах, которые обычно становятся ведущей темой и держат всю композицию. Не столь сильно выражены повторы обрамлений шкал на панелях приборов и т. п., хотя и здесь многое зависит от контраста пятна и фона.

Правомерно рассматривать два вида метрических повторов — основанных на контрасте элемента и фона и на нюансных их отношениях. В каждом конкретном случае необходимо соразмерять степень контрастности метрично повторяющихся элементов по отношению к фону и метрическим рядам других элементов. Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента; более сложным, когда он скоординирован с другим; весьма сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько рядов метрических повторов.

Любое изменение в метрическом ряду может быть только явным и, разумеется, композиционно обоснованным, обыгранным, акцентированным. Близкое к метрическому повтору средство композиции — ритм — вообще исключает возможность каких бы то ни было отступлений. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно. Иногда возникает такое явление, как перенасыщение метрического ряда слишком близко расположенными элементами или целыми группами элементов; в этом случае фон уже не служит организующим началом, а сам метрический повтор перестает восприниматься. И наоборот, при разреженности ряда его элементы теряются ("плавают") на слишком большом, пустынном фоне.