Дизайн, или художественное проектирование и конструирование
Слово "дизайн" происходит от латинского "designare" — определять, обозначать. Начиная с эпохи Возрождения, итальянское слово "disegnо" подразумевало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие "design" (переводится как "рисование") распространилось в XVI веке.
Термин "дизайн" можно определить как специфичесую сферу деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом. Термин "дизайн" стал приментся в нашей стране относительно недавно. До его внедрения проектирование вещей называлось "художественным конструированием", а теория создания вещей "технической эстетикой". Слово "дизайн" породило и производные понятия: "дизайнер"— художник-конструктор, "дизайн-форма"— внешняя форма предмета и т. д. Дизайн и художественное конструирование мы будем рассматривать как синонимы.
До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает, что цель дизайна — создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации.
Другой известный теоретик дизайна Т. Мальдонадо утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий. В наше время широко распространено мнение, что главная задача дизайна — создание вещей, которые легко было бы продавать, дизайн становится в прямую зависимость от потребностей и запросов рынка.
Время на наших глазах предъявляет все более высокие требования к эстетическому содержанию предметов. В нашей стране дизайн рассматривался как деятельность художника-конструктора в области проектирования массовой промышленной продукции и создании на этой основе предметной среды. В центре внимания дизайна, направленного на создание удобных и красивых изделий, всегда должен быть человек с его общественными и индивидуальными потребностями, утилитарными и духовными запросами.
Определить область дизайна не всегда просто. Дизайн трудно отделить от архитектуры (когда идет речь о проектировании интерьеров), от скульптуры (когда проектируются, скажем, детские площадки или аттракционы), от прикладного искусства (создание новых видов посуды или мебели).
В современном мире дизайна можно выделить несколько основныех видов проектного дизайнерского творчества:
Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов, включая продукцию машиностроения, станкостроения, средства транспорта, вооружение, а также предметов потребления. В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр. Дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а также посуды, столовых приборов, занимает особое место, их проектирование имеет глубокие корни в ремесленном производстве. Свои особенности присущи дизайну медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей. Свои особенности имеет проектирование для детей, в частности игрушек.
Графический дизайн - один из наиболее распространенных и старинных видов дизайнерского творчества. С широким распространением рекламы с начала XX века, прикладное графическое творчество сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного, газетного, журнального и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов сначала добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах). Позднее — заставки, рекламные ролики на телевидении, а в последние десятилетия — компьютерный дизайн. Отдельное направление компьютерного дизайна - Web-дизайн, т.е. создание Web-сайтов в сети Интернет, где построение графических изображений, всей системы информации в определяется своими, довольно жесткими правилами.
Дизайн архитектурной среды включает в себя создание интерьеров и внешней архитектурной среды. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру. Дизайн выставочных и музейных экспозиций, а также праздничного оформления пространственной среды находится на стыке дизайна графического и дизайна архитектурной среды, обладая специфическими особенностями и уже сложившимися традициями.
Дизайн одежды и аксессуаров — живет во многом по своим законам. Художники-модельеры создают уникальные коллекции "от кутюр" (haute conture) и более близкие к массовому, серийному выпуску "прет-а-порте" (pret-a-porter). При их создании используются современные материалы и технологии, специфические методы дизайн-проектирования.
Арт-дизайн направлен на создание художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия практически теряют при этом свое утилитарное значение и становятся исключительно декоративными, выставочными. В связи с переходом к рынку "эмоциональных покупок" опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.