Проектирование предметной среды / Наш дом - удобный и красивый
Детская зона
Детская зона (если нет специальной детской комнаты) резко отличается по своему облику от всего остального в квартире, и это естественно: дети отличаются от взрослых не только физически, но и всем своим эмоционально-психическим складом.
Здесь противопоставляются обычно две принципиально различные позиции: одна из них утверждает, что детям нужны предметы, сходные по своему облику с вещами для взрослых, только соответственно меньшей величины. Другая точка зрения заключается в том, что детская среда должна иметь свои, только ей присущие особенности и лучше, когда ребенок сам является ее создателем. Чем активнее он будет участвовать в создании своего собственного предметного окружения, тем это лучше. Подобное утверждение опирается на довольно весомые и достоверные исследования психологов и педагогов.
Детский уголок обставляется обычно готовой мебелью. Мебель для детей выпускается специально, но ее нужно расставить так, чтобы получился "детский" интерьер. Если в семье двое детей, целесообразно использование двухэтажной кровати. Ребятам интересно такое сооружение — великолепное место для игр, со своим внутренним пространством, которое можно частично или полностью закрывать. При этом очень существенно экономится полезная площадь, а ведь ребенку нужен простор, большую часть времени он проводит в движении, динамических играх.
Дети любят рисовать, и любая плоскость для них очень заманчива. Поэтому в детском уголке, если есть возможность, следует поставить щит, доску, покрыв их цветным линолеумом или масляной краской, эмалью. На такой плоскости хорошо рисовать пастелью или цветными мелками. Нарисованное периодически стирают, как на грифельной доске, и рисование возобновляется, новая тема сменяет старую.
При оформлении детской зоны следует иметь в виду, что не все, имеющееся в продаже, безупречно, хотя бы с гигиенической точки зрения. Так, детские стульчики, сделанные по подобию стульев для взрослых, вредны: в них не учтено, что позвоночник ребенка изогнут не так, как у взрослого, и формируется лишь с наступлением зрелости.
Дети быстро растут, и мебель для них должна менять свои размеры, следуя за ростом ее владельца. У столика и сиденья "вырастают" опоры, поднимается матрас у кровати. К сожалению, далеко не всегда необходимость "взросления" мебели учитывается взрослыми, что, помимо вреда для растущего детского организма, имеет еще и чисто внешний, антиэстетический аспект. Можно пойти по пути частой смены отдельных частей детской мебели, используя для этого изготовления дешевый материал. Очень практичны, например, сиденья из картона, но особенности этого материала отражаются на внешней форме — она непременно должна состоять из граней — округлые и криволинейные очертания при этом исключаются. Зато, как бы компенсируя угловатость формы, плоскости могут быть ярко и свободно расписаны. Все большее и. большее распространение получает мебель из стандартных элементов. Применительно к детскому интерьеру такая мебель имеет двоякий смысл: при помощи ее легко менять игровое пространство и ребенку предоставляется возможность самому участвовать в этом.
Изменение игрового пространства может быть практически реализовано при помощи гибкой конструктивной системы — набора элементов, из которых ребятишки, хотя бы с помощью взрослых, меблировали бы свой уголок. Пока у нас еще не выпускаются подобные изделия, но можно попытаться заказать или сделать самим заказать.
Сейчас появились образцы так называемых крупногабаритных "игровых конструкторов". Это нечто среднее между мебелью и игрушкой. Дети могут из стандартных, специально выкроенных кусков картона или пластика собирать разные объемные фигуры, соразмерные с их ростом. Так появляется сложный мир объемов и емкостей — прекрасное игровое пространство. Все эти объемы можно постоянно менять, давая простор фантазии. Так как дети быстро вырастают, то все это рассчитывается на два-три года, и потому здесь целесообразно применять картон — он дешев, легок. Есть удобные способы соединять выкройки при помощи специальных замков, которые применяются при изготовлении упаковки. Но из конструктора получаются только более или менее различные многогранники, в то время как мягкость очертаний, плавность, округлость форм очень важны для маленьких детей. Они постоянно касаются своих предметов, осязают их.
Трудно найти четкую грань между мебельным конструктором и игровым конструктором. Тот и другой — из одного и того же материала (картон или пластмасса), но мебель предназначена для определенных нужд — хранения вещей, сиденья или сна, а конструктор — для игры. И те и другие могут составляться из унифицированных элементов и одинаковым способом крепиться.
Все эти тонкие картонные или пластмассовые предметы легко красятся и моются. С такой же легкостью их можно разобрать и уложить в коробку.
Кроме мебели, в детской зоне или комнате находятся игрушки: большие и малые, механизированные и статичные — мир детских вещей многообразен. Разобраться во всем этом "детском" мире, понять, что там требуется, что является "завтрашним днем", нелегко, но отказаться от предвзятости — необходимо. Мы обязаны внести сюда струю живости и непосредственности, попытаться увидеть предназначенное для малышей пространство их же глазами, проникнуться их интересами, а не воззрениями и представлениями взрослых.