Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Эволюция предметного мира прошлого / Древний Египет

Украшение предметов в Древнем Египте

Табурет с седловидным сиденьем. Бронзовые зеркала. Древний Египет - www.Dizayne.ru В Древнем Египте мастера, стремясь скрыть дефекты сборки, поверхность мебели покрывали сначала толстым слоем краски-замазки, а затем белой или цветной краской. Сундуки и саркофаги расписывали яркими красками, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками или полудрагоценными камнями. Украшение мебели в целом не зависело от формы и конструкции изделия. Мебель также обычно украшалась плоскостным орнаментом. Египтяне облицовывали более дешевую древесину пластинами из благородных пород древесины.

На особенно богато украшенных изделиях мебели можно встретить слоновую кость, перламутр и даже золотые накладки, как на предметах мебели из гробницы Тутанхамона. Украшение предметов имело знаковый смысл. Орнамент прочитывался подобно буквенному тексту, потому что он был основан на использовании общепринятых эмблем и символов.

Стенки небольшого комода могли быть покрыты витиеватым орнаментом; но это не просто украшение, а чередующиеся знаки «анх» (жизнь) и «джед» (вечность). Поэтому все здесь изображенное — некая здравица в честь хозяина.

Другой пример — четырехногий табурет, у которого промежуток между опорами заполнен ажурной резьбой в виде плавно изогнутых стеблей лотоса и узкогорлого сосуда посредине. Это не что иное, как знак, символизирующий единение Верхнего и Нижнего Египта.

Определенный смысл заложен в том, что опорам лож и сидений придавалась на конце форма конечностей зверей (быка — в более древнее время, льва — в позднейшее).

Отражение воспринималось как явление, полное магического смысла. Поэтому ручка зеркала могла иметь форму иероглифа «анх», что означает «жизнь», или изображать фигурку коленопреклоненного человека (это знак «хех» — вечность).

Растительные мотивы в орнаментации предметов почти всегда что-то означали: лотос, например, эмблема Верхнего Египта, папирус — Нижнего и т. п. На задней стороне спинки трона Тутанхамона — стилизованные змеи, несущие солнечный диск и другие символы.

Египтян не всегда волновал вопрос о том, доступно или недоступно для зрителя то, что изображено или изваяно. Для них был важен сам факт изображения, как талисман.

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru