Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Становление дизайна

Начало XX века. Модерн

В конце XIX века - начале XX века в условиях смешанного характера производства (ремесленного и фабричного), противоборства сторонников рукотворного и промышленного возникло новое стилевое направление — модерн (в буквальном переводе — «новейший, современный»). Новый стиль широко распространился в странах Европы и США. В различных странах он приобретал специфические внешние черты, связанные с использованием национальных орнаментальных мотивов.

Представители стиля модерн стремились преодолеть присущее культуре XIX века беспринципное поверхностно-декоративное использование и смешение стилей исторического прошлого.

Стремясь создать свой собственный стиль, отвечающий современным духовным потребностям, они отказались от традиционных псевдоклассических форм, регулярной планировки зданий и ордерного декора. Новейшие технологи ко-конструкционные средства и своеобразная свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто идеализированным обликом и причудливой ассиметричной композицией.

Романтическая идея «цельного произведения искусства», где все виды объединяются в единый ансамбль, своеобразном эстетическом оазисе нашли воплощение в постройках архитекторов стиля модерн.

Первые ощутимые признаки нового стиля появились в интерьерах Х. Ван де Вельде — бельгийского архитектора и художника, признаного вождея модерна. Им были разработаны проблемы связи между художественной формой и формой утилитарной. Он предложил заменить традиционный предметный орнамент новым, линейным орнаментом. В орнаментальной линии он видел силу, художественно преобразующую фабричный продукт и способную поднять его до уровня ручного кустарного изделия.

На международной выставке в Дрездене (1897 г.) его работы завоевали всеобщее признание, положив начало стилю «модерн», ставшему вскоре господствующим во всех странах Европы. В Вене появляется группировка «Сецессион»— одно из средоточий нового стиля. Аналогичные центры возникают в городах Германии, Франции, Англии.

При всех недостатках некоторых основных художественных концепций модерна он все же сыграл положительную роль в развитии прикладного искусства. Это была первая попытка наладить контакт между искусством и техникой, творчеством художника и промышленным производством.

Поистине неудержимый прогресс техники с начала XX века, внедрение ее во все области человеческой деятельности поставили художников перед необходимостью решения разнообразных технических и эстетических задач в области машиностроения, станкостроения, приборостроения, транспорта и многих других.

- Стилевые черты модерна

- Модерн в России

- Жилое помещение в стиле модерн

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru