Основы дизайнерского проектирования

Оценивание предметной среды

Мы окружены миром вещей, мы пользуемся ими, мы включаем их в орбиту наших представлений и интересов. Но следует считаться с тем, что наше восприятие избирательно. Многие люди равнодушны к эстетике вещей и больше интересуются их пользой, прочностью, надежностью, удобством и т. п.

Люди, даже наделенные восприимчивостью, чуткостью к красоте, со временем "присматриваются" к вещи и перестают замечать ее как объект эстетического переживания.

Отношение к предмету зависит не только от объективных качеств последнего, но и от нашей внутренней установки, предрасположенности. Большое значение имеет состояние человека в данный момент, созерцательно ли он настроен или нет. Он может просто не замечать окружающее его, может только охватить взглядом, а может и разглядывать и оценивать детали, частности.

В театральном искусстве, например, есть прием "отчуждения", когда предмет, герой, событие даются в неожиданном ракурсе, в нетривиальной, необычной ситуации для того, чтобы обострить, активизировать таким образом восприятие зрителя. Существует этот прием и в литературе. Направлять, обострять восприятие человека можно при показе предмета на витрине или на выставке. Однако, как правило, мы воспринимаем предметное окружение в условиях повседневной, будничной жизни. Здесь только случайность может натолкнуть на необычный аспект. Известный дизайнер Нельсон рассказывает, как он, очутившись на полу в своей комнате, увидел ее снизу и вдруг попал в незнакомый ему интересный мир, пространство, полное вертикалей, в "лес ножек".

В бесконечно многообразном предметном мире столько видов, групп, типов предметов, что трудно уловить все возможные соотношения между функциональной и эстетической их ценностью. В некоторых предметах важнее практическая сторона, в других — эстетическая, у третих - социально-престижная. У выходной, парадной одежды, например, функциональная сторона по своей значимости несравненно ниже, чем у одежды производственного назначения.

В наше время, по сравнению с прошлым, практическая ценность вещи становится не столь значимой, первостепенной, чем эстетическая. Теперь уже не говорят: "Это из очень прочного сукна", чаще можно услышать совсем другие характеристики — "изящные туфли", "элегантное пальто" и т.д. Так или иначе всякое общение с предметом связано с его оценкой. Оценка может быть функциональной, эстетической, социально престижной. Функциональная оценка бытовых вещей у нас не вызывает затруднений. Мы в большинстве случаев знаем, как этими вещами пользоваться, мы можем их сравнивать с аналогичными. Для этого достаточно простого человеческого опыта. Функциональная оценка производственной среды — дело специалистов, работающих в сфере этого производства.

Нас же волнует эстетическая оценка предмета, и здесь все не так просто. Не имея никакой подготовки, мы можем выразить только свое самое общее отношение к нему. Мы говорим: "Мне это нравится", "Мне это не нравится". Или несколько более категорично: "Это красиво" или "Это некрасиво", "изящно" или "неизящно". Но такие оценки не раскрывают даже самого общего эстетического содержания.

Можно попытаться в пределах своих знаний как-то словесно объяснить, почему тот или иной предмет "красив" или "некрасив", например: "Форма этого предмета (пылесоса) какая-то "колючая" (это суждение о форме), или "Ножки под телевизором уж очень "хлипкие", или "чересчур яркий цвет мотоцикла". Но и эти оценки поверхностны и недоказательны. Общую эстетическую оценку мы должны прежде всего расчленить, и только тогда может быть вынесено действительно аргументированное суждение.

Человек, занимающийся проектированием предметной среды, добиваясь своей конечной цели — создания красивой вещи, должен в первую очередь знать, что же обуславливает эстетическую ценность данной вещи.

Форма предмета

Соотношения

Объемно-пространственное строение. Материал