Эволюция предметного мира прошлого

Эпоха Возрождения в Италии

Проект машины. Возрождение. Италия - www.Dizayne.ru В XII—XIII веках в Италии возникают города-республики, где бурное развитие получают торговля и ремесла. Это создает благоприятные условия для расцвета культуры. Поэзия, искусство, просвещение начинают все более пробуждаться, и в последующие XV и XVI века получают свое невиданное с времен античности развитие. Эту эпоху обычно именуют Возрождением или Ренессансом. Для Возрождения был характерен небывалый расцвет искусства. Флоренция, Венеция, Мантуя, Сиена и другие города Италии украшались великолепными архитектурными ансамблями, а стенопись и скульптура того времени принадлежат к вершинам европейской художественной культуры. Искусство Возрождения, распространяясь из Италии в другие страны Европы, под влиянием местных факторов повсюду приобретает своеобразные формы. Складываются ясно различимые итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская и испанская разновидности ренессансного стиля.

Гуманизм Возрождения провозглашает основой мировоззрения человеческий разум и познание мира. Появляется острый интерес к забытой было античной культуре, философии и особенно к искусству. Многое меняется в духовной и материальной жизни людей: идеологические воззрения, эстетические потребности; социально-культурные условия, а с ними и мир вещей. Структура природы предстала в виде организованного пространственного тела у великих художников Возрождения. Мистика и иерархия отошли на второй план. Теперь это было тело, во всем подобное человеческому. Возрождение знаменовало собой один из радикальнейших поворотов в истории европейской культуры. И в ренессансном восприятии пространства уже чувствовался кризис. Мореплаватели прошли неведомыми путями в экзотические страны, узнали, что люди могут жить на земле совершенно по-разному. Магеллан доказал, что наша планета — шар. Коперник вычислил, что она — рядовой спутник солнца. А Галилей увидел в телескоп пятна на самом солнце. Рушилась иерархическая система ценностей, ранее придававшая вселенной определенную структурность. Земля со всеми ее богатствами тонула в путающей пустоте бесконечного пространства. Понятие об универсальности мира слилось с идеей бесконечности.

Границы человеческого познания раздвигаются, чему способствуют, в частности, и многочисленные изобретения. На суконовальных, железоделательных, лесопильных производствах мускульная сила все чаще заменялась силой воды. Машины той эпохи при самом различном их устройстве зачастую походили друг на друга. Получалось это потому, что их компоновали из одних и тех же частей-блоков, воротов, рычагов, шестерен, клиньев, сообразуясь с тем или иным назначением. Конструкция машин была открытой, и поэтому нетрудно было понять связи частей и принцип их действия.

Но самое важное для нас в этой эпохе то, что впервые в истории мир машин и механизмов занял определенное место в кругу художественных проблем. Естественно, что проектировщики машин были в то время не только механиками, но и художниками. Неразрывность художественного и технического творчества выражалась в том, что живопись и скульптура приравнивались к обычным ремеслам. Художники принадлежали к цеховым организациям, причем живописцы зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы — к каменных дел мастерам.

Создатели машин связывали свою деятельность с размышлениями над формами природы — растениями, животными, насекомыми. Знаменитый архитектор и теоретик искусства Леон-Баттист Альберти (1404—1472) говорил, что машины должны подражать движениям мышц и сухожилий человека. Он постоянно проводил мысль, что польза осмысливает красоту, а красота одухотворяет пользу.

Наиболее ярким из художников-инженеров был Леонардо да Винчи (1452—1519), чья гениальная мысль на века опередила свое время. Он конструировал текстильные и строительные машины, металлообрабатывающие станки, шлюзы. Иные из его замыслов смогли получить свое практическое воплощение только в наши дни. В его бумагах были найдены наброски, в которых воплощены идеи парашюта, танка и даже вертолета. Было бы ошибочным преувеличивать влияние техники на художественную культуру Возрождения — оно было не столь уж значительным.

Предметная среда жилого дома эпохи Возрождения

Способы декорирования изделий в эпоху Возрождения

Часы в эпоху Ренессанса