Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Эволюция предметного мира прошлого / Древний Рим

Предметная среда древнеримского жилого дома

Складной металлический столик. Набор кухонной посуды. Древний Египет - www.Dizayne.ru Публичный характер дневнеримского общества вовсе не исключал интереса к быту. Правда, малоимущие жили большей частью в многоэтажных домах, называемых инсула (буквально — остров). В двух-трехкомнатные, тесные квартиры, лишенные даже очага, вели узкие лестницы и переходы. Инсулы были прообразом многоэтажной городской застройки европейских городов.

В индивидуальных домах, называемых домус, жили состоятельные граждане. Лучшие примеры жилых построек известны нам по Помпеям — городу, погребенному под вулканической лавой в 79 году до н. э.; самые известные из них — дом Тибуртина и Веттиев. Они свидетельствуют о том, что римский эклектизм объединил итальянский атрий с эллинским перистилем. К основным помещениям городского жилого дома с богатой расчлененной планировкой относились просторный атриум (сейчас его назвали бы холлом), открытого лучам солнца помещения, без потолка, с расположенным посередине бассейном для сбора дождевой воды, открывающийся отсюда таблинум, который служил и трапезной, и позади него сад, окруженный колоннами, — перистиль. Жилые комнаты для женщин и мужчин, а также хозяйственные помещения группировались вокруг этих основных помещений. Кроме хозяйственных комнат и кладовых, в доме было несколько спален, иногда несколько столовых. Такая планировка отличалась от планировки греческого дома, где все помещения находились по двум сторонам основной оси, чередуясь в строгом геометрическом порядке.

Внутреннее оформление жилых домов было очень богатым, полы мраморные или из цветной мозаики, кессонный потолок сохранял формы деревянной конструкции, стены были украшены яркой декоративной росписью, создававшей иллюзию расширения внутреннего пространства узких темных комнат. Эти шедевры известны в истории искусства под названием помпейских фресок. Широко применялись ковры и драпировки - занавеси, закрывающие вход в другие помещения.

В хорошую погоду ели в саду. Возлежание во время трапезы было принято, как и в Греции. Вокруг стола расставлялись три ложа, на каждом из них возлежало по три человека. Пирующих гостей обслуживали стоявшие сзади слуги, в то время как сервировка и перемена блюд делались с противоположной стороны стола. Нарядные комнаты были высоки и просторны. Стены их, зачастую покрытые нарядной росписью, по сути, ничем не заслонялись, громоздкой мебели не было. Вообще предметов в доме было немного: сиденья, треножники, жаровни. Бесконечно разнообразными — большими и малыми, напольными и настольными, мраморными и бронзовыми были канделябры — устройства, поддерживающие источники света: наполненные маслом сосуды с фитилем. Все предметы по мере надобности переносились с места на место, из комнаты в комнату.

В обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным запросам. Что касается мебели для сидения, то здесь почти неизменными оставались табурет, складной стул и кресло. Табуреты без спинки были из древесины или бронзы с выточенными ножками, в оформлении которых частично чувствовалось влияние этрусской техники литья из бронзы. Тип складного т. н. курульного (парадного) стула использовали важные персоны, а курульное императорское кресло — только император. Кафедра, созданная на основе греческого клисмоса, — удобное, однако громоздкое кресло — была «сиденьем для знати». Солиум — почетный стул для глав аристократических семейств, которые имели свое постоянное место в храмах, купальнях или в таблинуме; их кресла часто были высечены из мрамора, с рельефами и ножками в виде звериных лап. Кресло часто дополнялось скабеллумом - скамеечкой для ног. Еще в III веке н.э. в Риме была известна плетеная мебель, она имела совершенную форму и была прекрасно исполнена. Среди мебели для сидения следует упомянуть скамнум - простую, неприхотливой формы скамью для повседневного пользования. В атриуме домов состоятельных людей стояла скамья со спинкой и подлокотниками, предназначенная для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног. В знак почести гостя могли усадить в биселлум - парадную двухместную скамью без спинки.

Традиционная кровать, обычно деревянная, богато драпировалась и имела мягкую обивку. Четыре выточенные ножки поддерживали четырехугольную деревянную раму с низким изголовьем — косым или изогнутым. Основе этой мебельной формы возникли носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу.

Стол у римлян играл большую роль и имел различное назначение. Обеденный стол был легкий и подвижный, так как иногда при перемене блюд менялся и стол. Лучше всего подходил греческий тип стола на трех ножках, ножки его часто были выполнены из бронзы в виде звериных лап. Римляне же всю ножку стола делали в виде фигуры фантастического животного, можно было встретить комбинации звериных лап с элементами фигур льва, грифа или сфинксов и листьями аканта. При этом общая форма изделий благодаря богатству, гибкости и динамичности очертаний была весьма благородной, однако для позднеримских форм характерна декоративная перегруженность. Также использовался мраморный стол на трех ножках, и стол — гартибулум — по форме напоминал креденцу, он стоял на почетном месте в атриуме, и символизировал домашний очаг. Вместо ножек были две боковины из мрамора в виде крылатых львов, богато украшенные резьбой, волютами. На основе этой формы возник один из типов столов итальянского Ренессанса.

Шкафов в римском жилище почти не было, они относились к предметам обстановки лавок, что известно нам по многочисленным изображениям. Для хранения же предметов домашнего обихода чаще всего использовали сундуки. К сожалению, о римских сундуках мы знаем немного. Один из видов сундуков — арка - сверху полностью обивался железом, обычно стоял в атрии, использовался как сейф для хранения ценных вещей, имевшиеся в доме.

Технология домашнего оборудования была примитивна — жаровни нагревались раскаленными углями, освещение было основано на нещадно коптивших масляных светильниках. Но вместе с тем во всем этом было много технической выдумки – приспособлений для подогрева напитков и пищи. Были и другие усовершенствования, достаточно остроумные и целесообразные. Примером может служить регулировка высоты канделябра при помощи выдвигания трубчатой стойки. Другой способ изменения высоты предмета встречался в конструкции легких столиков; здесь применялась знакомая нам шарнирная система параллелограмма из бронзовых стержней.

Хорошо продуманной была кухонная посуда. Даже обыкновенное ведро было очень целесообразно во всех своих деталях; верхняя кромка, где большая вероятность смятия или изгиба, утолщена, и к этому утолщению шарнирно прикреплена ручка. До сих пор ведра делаются подобным же образом. Так же рациональны кастрюли с горизонтальной ручкой, сковороды с отогнутыми краями и носиком, чтобы легко можно было вылить содержимое. Для приготовления печений служили специальные формы и противни. Таким набором кухонной посуды можно пользоваться и сейчас.

Другим типом римского дома была загородная вилла. Такие дома строили в живописной местности, в рощах, они были окружены прудами, фонтанами и садами. Как правило, дома были одноэтажными, однако в Помпеях нашли и двухэтажные дома; в Риме же были построены многоэтажные казармы.

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru