Эволюция предметного мира прошлого / Средние века

Готический стиль

В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены. Готический стиль, просуществовавший более 300 лет, зародился во Франции с Иль де Франс на севере и просуществовал с 1200 по 1525 годы. Название стиля прижилось от насмешливого прозвища в эпоху Ренессанса, которым желали подчеркнуть его дикость и нецивилизованность. Одновременно с Францией готика появилась в Бельгии и в Швейцарии, в Германии этот стиль развился только в XIII веке и достиг полного расцвета в XIV—XV веках.

Расцвет городов в феодальном средневековье тесно связан с развитием торговли и ремесел. Господствующим слоем в городах были землевладельцы, знатное окружение сюзерена и богатые торговцы. Самую многочисленную прослойку населения образуют цеховые ремесленники и мелкие торговцы.

Быстрее всего смена стиля отражается на архитектурных формах. Громоздкие, мрачные, похожие на крепости романские церкви уступают место динамичным, ярким, бесконечно разнообразным строениям готики. Стены становятся более легкими; характерными элементами формы являются высокие башни, стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды. Стрельчатый свод устремлен ввысь, как копье, в его форме ощущается восточное влияние. Готическая архитектура характеризуется пространственностью, открытой вовне, и совершенно новой каркасной системой постройки, новой конструкцией сводов: сплошные своды заменила система реберных перекрытий и вынесенных наружу мощных контрфорсов с аркбутанами (перекидными арками). Фантастичные конструкции готики преодолевают громоздкость камня, который сковывал и античные архитектурные формы, доводя тяжеловесный камень до границ нематериальности. Произведения средневекового изобразительного искусства отличает выразительность, экспрессивность. Картины в большинстве случаев очень жизненно изображаются драматические библейские сцены, на них мы видим людей этой эпохи в современной одежде. Огромные красочные витражи в свете проникающих через них солнечных лучей кажутся почти нематериальными.

"Готические розы" — эти симфонии света, поэмы в стекле и камне — как нельзя лучше отражают суть готического стиля. Готические алтари — изумительные шедевры, счастливо объединившие красочность живописи и раскрашенной скульптуры. Цвет получает в средневековье особую роль. Одежда, дома, статуи радуют глаз яркостью красок и позолотой.

К концу средневековья с появлением огнестрельного оружия крепости теряют свое значение, в их стенах расцветают феодальные замки, защищенные укрепленными башнями. Средневековые города строились на небольшой площади, тесно застраивались и окружались стенами, что обеспечивало защиту от нападений извне. Улочки были узкими и кривыми, а дома — узкими и высокими. В нижнем этаже размещались магазины, мастерские, вверху — жилые помещения. В процессе длительной упорной борьбы города отвоевывали у сюзеренов различные привилегии, самоуправление. Архитекторы и строители — уже не служители церкви, а свободные ремесленники, мастера строительного дела.

Варианты готического стиля могут, быть разделены на две основные группы: северную и южную. Северная готика представлена искусством стран Франции, Нидерландов, северо-западной Германии и Англии, особое значение имеет нидерландское искусство. Южный готический стиль распространяется прежде всего в южной Германии, Швейцарии и в Австрии. Во многих странах Северной Европы (Германия, Фландрия, Скандинавия) отдельные черты готического стиля сохранились вплоть до появления барокко, а в более отдаленных районах — и еще позже.