Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Эволюция предметного мира прошлого / Барокко и рококо

Часы эпохи барокко

Пружинные часы появились в середине XV в., их механизм совершенствовался в течение столетий. Так, в начале XVII в. была создана «улитка», корректирующая неравномерное сжимание пружины. В середине XVII в. было сделано изобретение, которое должно было улучшить механизм часов и сделать безупречной точность их хода. Это изобретение приписывается Галилею и датируется 1641 г. Историки утверждают, что великий ученый, опасаясь преследования церкви, не обнародовал своего изобретения. Независимо от Галилея Гюйгенс в 1756—1757 гг. создал весьма надежный маятник. В 1674 г. появилась спиральная пружина, а в 1680 г.— анкерный и цилиндрический регулятор. Наконец, в XVIII в. появились часы с секундомером.

Но как бы ни были декоративно насыщены композиции часов эпохи Ренессанса, форма их обычно не утрачивает связи с самим прибором — часы оставались главным элементом таких композиций. В эпоху барокко господствует уже новый принцип: сами часы чаще всего лишь повод для создания богатейшей композиции. Фантазия художника целиком направлена на создание впечатляющей скульптурной декорации. Если же часы и остаются в центре композиции, то скорее формально ведь нужно же водрузить что-то значительное на спину золоченого быка!

Рококо с его затейливой игрой, переходящей в манерность формы, тоже не обошло стороной часы. Причудливые дворцовые настенные и каминные часы в стиле рококо—это композиции «декоративного пятна», предназначенные дополнять скульптурные украшения дворцового зала.

Часы кроме информации о времени, брали на себя ряд дополнительных и вполне определенных функциональных задач. Так, на стене ратуши они не могли оставаться просто циферблатом со стрелками. Слишком много значила их форма в архитектуре самого престижного в городе здания, и потому зодчий вместе с мастером уделял такое внимание композиции часов, органически связывая ее с архитектурой. Часы помогали сформировать образ ратуши, и эта задача была столько же функциональной, сколько и эстетической.

Что касается характера связи формы и конструкции, то она по-своему проявляется в различных вещах. Механизм часов — это законченное конструктивное целое, в известной мере независимое от защитной оболочки. Поэтому форма часов далеко не столь жестко определяется конструкцией механизма, как, скажем, форма стрелкового оружия, велосипеда или ручного инструмента. Но стремление к оригинальности любыми средствами приводит, например, к появлению часов с треугольным циферблатом (что столь же логично, как треугольное колесо) или с таким растянутым поперек, что стрелки не дотягиваются до едва заметных черточек, заменивших цифры. Определение времени по таким часам равносильно решению замысловатого ребуса. Так тенденция к поиску оригинальной формы, давшая в эпоху своего расцвета немало интереснейших решений, вырождается подчас в чистейший формализм.

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru