Эволюция предметного мира прошлого / Период классицизма

Производство изделий в стиле ампир в России

Диван работы крепостных мастеров. Россия. Начало XIX в. - www.Dizayne.ru Для того чтобы выполнять многочисленные заказы двора, существовали императорские заводы, на которых вырабатывались изделия из фарфора, бронзовое литье, резали камень, гранили хрусталь. Здесь было сделано много уникальных изделий, не имевших конкуренции во всей Европе: роскошные вазы полутораметровой высоты, громадные светильники из металла и хрусталя. (В 1829 году по желанию персидского шаха завод изготовил хрустальную кровать; остов ее был, разумеется, металлический.)

В России наиболее важными центрами мебельного производства были мастерские, осно6ванные при усадьбах в Останкине и Архангельском. Отличную продукцию выпускали и мастерские Москвы, Курска и ряда других городов. Большой вклад в развитие русской художественной мебели стиля ампир внесли выдающиеся архитекторы В. П. Стасов, К. И. Росси и ряд других.

Ампирную мебель, несмотря на все ее многообразие, можно всегда распознать. В ней нет следа конструктивных ухищрений английских мебельщиков и их увлечений хитроумными устройствами. Ампир носил в себе особое отношение к внешней форме, и прежде всего основывался на признании самоценности поверхности как таковой, будь то стена комнаты, створка шкафа, спинка кресла или опора стола. Эти поверхности подчеркивались рельефным, контрастно наложенным орнаментом, вобравшим в себя множество различных мотивов — египетских, этрусских, римских.

Активная роль в ампире принадлежит скульптуре — это резные лапы на окончаниях ножек у кресел и стульев, поддерживающие локотники изображения лир и т.п. Зачастую скульптура выступает как конструктивная деталь.

Мебель, как и все другие бытовые предметы, была неравноценна по своим художественным достоинствам, и это зависело от того, кто ее производил. Кроме императорских мастерских, существовали частные мебельные фабрики, фарфоровые и фаянсовые заводы, текстильные предприятия. Разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства поступали и из мелких мастерских в городах и селах. Много интересного создавалось и там: крепостные мастера-мебельщики оставили нам очень интересные и самобытные вещи, в которых оригинально переплетались классические формы и традиционные деревенские.

С 1830-х годов стала появляться "трактирная" посуда, названная так, потому что ее облик носил народный лубочный характер.