Становление дизайна / Конструктивизм в техническом творчестве

Создание первой Московской государственнй высшей художественно-технической мастерской (ВХУТЕMAC, ВХУТЕИН)

Киоск. Проект ВХУТЕМАС. Москава. 1920-е гг. - www.Dizayne.ru Вскоре после революции в Советской России при отделе изобразительных искусств Наркомпроса был организован подотдел художественной промышленности, а в составе научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства была создана художественно-производственная комиссия, куда наряду с художниками входили руководящие и инженерно-технические работники производства.

Вскоре был поставлен вопрос и о подготовке специальных художников с техническим уклоном. Постановлением Совнаркома, опубликованным 25 декабря 1920 года, были созданы Московские государственные Высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕMAC). Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку "художников-мастеров высшей квалификации для промышленности".

Образовался ВХУТЕМАС первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1926 году ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 года. В нем преподавали А. Веснин, М. Гинзбург, Н. Ладовский, Л. Лисицкий, А. Родченко, В. Татлин, Казимир Малевич и др. Наиболее успешная деятельность в 1923-1926 гг. при ректоре Владимире Фаворском (1886-1964).

В новом учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую и создание произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники. Программа обучения нащупывалась довольно быстро. Более или менее окончательно методика обучения отработалась к 1922-1923 годам, хотя дисциплины художественного и технического циклов часто вступали в противоречие, их соотношение менялось, что приводило к известной изоляции их друг от друга.

В. Татлин. Стул - www.Dizayne.ru Возглавлявший факультет металлообработки А. Родченко писал: "Поставил перед собой задачу выпустить конструктора для нашей промышленности по художественно-технической обработке металла, вплоть до внутреннего оборудования автомобиля и аэроплана: конструктора-художника с творческой инициативой и технически подготовленного". Это, по существу, была программа подготовки первых дизайнеров.

Первые два года обучения, где студенты получали общехудожественное образование, были названы основным отделением. В процессе формирования этого отделения было сделано немало ценных методических находок. Этот курс, наряду с вводным курсом "Баухауза", по существу, предвосхитил все вводные курсы современных дизайнерских школ.

Характерными образцами художественно-технической мечты были проекты В. Е. Татлина (1885-1953). В 1919 г. он построил модель памятника III Интернационалу — башни, состоявшей из стальной балочной конструкции с расположенными внутри ее помещениями различной геометрической формы, которые должны были вращаться вокруг вертикальной оси с различными скоростями. Через несколько лет он же выступил с макетом "Летатлина" — фантастического летающего корабля, не похожего на самолеты тех лет.

Основы дизайнерского стилеобразования складывались под влиянием противостояния конструктивистов, делающих в преподавании акцент на организацию структуры, и супрематистов К. Малевича, Л. Лисицкого, Н. Суетина и др., которые во главу угла ставили создание художественной системы.

В то же время в Петрограде работал Всесоюзный художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Созданную в этих учебных заведениях систему образования не без оснований сравнивают со знаменитой школой Баухауз. В 30-е годы ВХУТЕМАС прекратили свою деятельность, так как в этот период в России были пресечены все формальные поиски, несовместимые с идеей тоталитаризма.