Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Становление дизайна / Коммерческий дизайн. Фирменный стиль

Особенности дизайнерской деятельности в Европе в XX веке

Наиболее близок к общехудожественным источникам дизайн Италии. Очень показателен в этом плане популярный журнал «Домус» — страстный проповедник союза живописи, дизайна, скульптуры и архитектуры. Каждая страница этого журнала несет в себе ощущение нераздельности всех этих жанров. Нужно оговориться, что большинство привлекательных вещей, представленных в журнале,— от проектов химических заводов до последних моделей мебели и компьютеров,— экспериментального плана. Это еще не массовая продукция, а некоторый эстетический эталон.

Ведущие дизайнеры Италии также связаны с другими видами изобразительных искусств. Бонетто в прошлом музыкант, и следы этой профессии не могли не сказаться на удивительной гармонии его произведений. Соттсас, архитектор по образованию, делит свое время на занятия дизайном и декоративной керамикой. Беллини, один из ведущих дизайнеров фирмы «Оливетти», поглощен проблемами «теории формы» и даже «поэтики формы». Проблемы художественной формы в связи с новыми материалами — предмет интереснейшего исследования Занузо, автора завоевавших всемирное признание телевизоров и радиоприемников.

Формообразование для этих ведущих дизайнеров не отвлеченное эстетическое понятие, оно связано с самым широким кругом проблем современности. Их работы могут служить образцом безукоризненного вкуса и артистизма.

В Англии, которая меньше пострадала от экономического кризиса, коммерческий дизайн также получил почву для развития. Одновременно интерес к дизайну проявляют искусствоведческие круги. Под лозунгом «соответствия с назначением» проходила деятельность английской Ассоциации дизайна и индустрии, организованной в 1915 г. В 1934 г. появилась книга «Искусство и промышленность» Герберта Рида (1893—1968), закрепившая примат искусства: «В границах функциональной целесообразности фабрика должна приспосабливаться к художнику, а не художник к фабрике». Николаус Певзнер (1888—1972) опубликовал в 1936 г. книгу, ставшую позднее классической, под названием «Пионеры современного движения. От Уильяма Морриса до Вальтера Гропиуса» (в США издание называлось «Пионеры современного дизайна»). Были публикации Дж. Глоага и др.

Еще во время второй мировой войны в Англии, в связи с наплывом американского товара на европейские рынки сбыта, возникла настоятельная необходимость повышать конкурентоспособность отечественных изделий и развития в этой связи дизайна. В 1944 г. была создана организация "Британский Совет по технической эстетике".

К 1958 г. более тысячи шестисот американских фирм имели офисы в Европе. Их успешную деятельность во многом обеспечивали дизайнеры. Клиентами американских дизайнеров были также фирмы практически на всех континентах. Поэтому в Европе перенимается американский опыт.

Благодаря настойчивости Маргарет Тэтчер в 80-е годы была разработана программа развития дизайна. Весной 1997 г. премьер-министр Т. Блэр полностью поддержал проект «изделия нового тысячелетия», разработанный Британским советом по дизайну. Были одобрены программы финансирования (10 млрд. фунтов стерлингов в год на дизайн в промышленности). Наибольший объем инвестиций был предусмотрен в авиакосмической и автомобильной промышленностях.

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru