Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Основы дизайнерского проектирования / Композиция

Оптические коррективы

Создавая композицию, необходимо учитывать оптические иллюзии и возможные зрительные искажения формы, внося в связи с этим соответствующие поправки в работу.

Известно, что белый квадрат кажется больше одинакового с ним по размерам черного. Если один квадрат будет находиться в окружении квадратов большей величины, а второй (точно такой же) в окружении квадратов меньшей величины, то последний будет казаться больше первого. Фигура или форма вырастает на фоне аналогичных мелких форм и, наоборот, уменьшается на фоне аналогичных крупных фигур. Наличие промежуточных, нюансных форм в убывающем или возрастающем ритмическом ряду смягчает контраст между элементами крайнего ряда. Разница в величине крайних форм становится не такой заметной.

Вертикальная линия, поставленная как перпендикуляр на равную ей горизонтальную, кажется меньше горизонтальной. Встречные углы удлиняют отрезок прямой линии, а расходящиеся укорачивают. Светлый предмет на темном фоне кажется еще светлее, но, будучи помещенным на светлом фоне, он может показаться более темным, нежели он есть на самом деле, в соответствии с законом контраста ощущений.

Учитывая характер оптических иллюзий, художники-шрифтовики вносят различные поправки в начертания букв. Так, при выполнении рубленого шрифта горизонтальные соединительные штрихи делаются чуть тоньше вертикальных, иначе они покажутся толще.

В шрифте антиква при определении середины букв по вертикали намечается, как правило, оптическая середина (как ее видит человеческий глаз) чуть выше геометрической середины. При размещении букв в строке крайние буквы рекомендуется поставить несколько плотнее, чтобы они не отскакивали от строки, а придавали ей законченность.

Знакомство с оптическими иллюзиями помогает правильно использовать их в своих композиционных построениях. Если, например, необходимо выделить, зрительно укрупнить какой-то важный элемент композиции, нужно расчленить находящуюся рядом крупную форму или же вместо крупной формы разместить по соседству более мелкие элементы.

Учитывая специфические особенности формы объекта, необходимо предугадать перспективные искажения и внести необходимые коррективы.

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru