Основы дизайнерского проектирования / Композиция

Асимметрия

В дизайнерской практике применяется асимметрия, т. е. сочетания и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции особенно важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету.

Асимметрия — принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.

Асимметрия - это отсутствие симметрии. Но это вовсе не значит, что при этом может отсутствовать и равновесие композиции. Формы - их характер, размеры, расположение в пространстве должны быть подчинены зрительному равновесию. Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно.

Асимметричная форма для одних изделий — столь же объективный результат решения функциональной задачи, каким является форма симметричная для других. Однако между двумя этими свойствами формы существует принципиальная разница.

Если симметрия с древних времен волновала воображение людей необычайной стройностью и порядком, то асимметрия в этом никак не может сравниться с нею. И не удивительно. В асимметричной композиции, как бы ни была она выразительна, принцип организации формы проявляется не столь наглядно — быть может, в этом причина ее относительно более скромной роли. Гармония развитой асимметричной формы строится на сложнейших отношениях многих закономерностей композиции, поскольку элементы формы не связаны осью симметрии.

Сама по себе симметрия еще не гарантирует гармонии, так же как асимметрия ни в коем случае не означает дисгармонии. Вся история искусства, архитектуры, техники подтверждает, что асимметричные композиции — и простые, и сложные - с точки зрения эстетической ценности не уступают симметричным. Вместе с тем работа над изделием ассиметричной формы сложнее - она требует развитой интуиции и тонкого чувства композиционного равновесия. Асимметрия весьма чутка к изменению пропорций. Поэтому, работая над изделием асимметричной формы, проектировщику приходится с особым вниманием относиться к его пропорциональному строю. В асимметричных композициях большое значение имеет и органичность связей между частями формы. Чем крупнее свешивающаяся часть, тем визуально активнее ее роль в композиции. Она привлекает внимание в первую очередь, иногда споря с опорой, что и вызывает определенное ощущение неуравновешенности, поскольку для подобных форм композиционное равновесие почти адекватно равновесию физическому.

Полезно рассмотреть некоторые особенности асимметрии на плоскости, связанные в большинстве случаев с композицией лицевых панелей приборов. Казалось бы, компоновка на плоскости — задача куда более простая, чем гармонизация сложной объемно-пространственной структуры. Практика убеждает, что это не так. Здесь немало своих особенностей, связанных с тем, что иногда приходится нарушать метрический строй повторяющихся элементов (шкал, ручек, тумблеров и т. п.) и постоянно учитывать соотношение двух планов — верхнего, т. е. рельефа приподнятых над панелью элементов, и нижнего — фона самой панели, западов между ее элементами.

Симметрия сама по себе способствует соподчинению. Ассиметричная же форма лишена этой сильной организующей основы, и соподчиненность ее элементов основывается на многих более тонких закономерностях, в совокупности сводящихся к композиционному равновесию. Для гармонизации (усовершенствования) ассиметричной формы особенно необходим тщательный предварительный анализ. Здесь обычно все строится на "чуть-чуть". Одну плоскость нужно чуть-чуть подать вперед, другую поменьше заглубить, где-то подчеркнуть бортик, а под ним дать подрезку и т. п. Основная задача при этом - достичь целостности формы. Думается, после того, о чем говорилось в предыдущих разделах, читатель лучше представляет себе и значение целостности, и некоторые приемы ее достижения.

Итак, главное условие целостности асимметричной формы — это ее композиционная уравновешенность, для достижения которой важно сопоставление вариантов в любых материалах, будь то пластилин, гипс или пенопласт.