Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Основы дизайнерского проектирования / Композиция

Статичность формы

Статичность — подчеркнутое выражение состояние покоя, незыблемости, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе, в самой геометрической основе.

Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служит главным средством организации формы. Такая форма, пожалуй, не столь эффектна, как форма динамичная,— движение впечатляет куда больше, чем покой. Это, однако, не означает, что осознанно подчеркиваемая в композиции статичность не может быть сильным организующим началом конкретной формы, хотя в чистом виде «абсолютная» статичность в технике встречается редко.

Все предметы быта — холодильники, стиральные машины, радио- и телеаппаратура, кухонная утварь — имеют статичную форму. Статичность требует ровных, спокойных движений линий и масс, четких членений по вертикалям и горизонталям. В станкостроении, например, сосуществуют элементы движущиеся (каретки, суппорты, столы, поднимающиеся и опускающиеся по колоннам консоли, различные несущие приспособления для обработки деталей и т. п.) с элементами статичными (такова подчеркнуто статичная станина). Поэтому даже форму мощных карусельных станков для обработки изделий с большой массой вряд ли можно считать совершенно статичной. В основе статичные композиции имеют свои закономерности развития, без соблюдения которых трудно создать эстетически полноценную форму. Статичную форму обычно характеризует не только симметрия, в частности наличие четко выраженного центра, но еще и общая крупная масса объекта. В понятие статичности мы вкладываем как нечто обязательное тяжесть и незыблемость формы. Поэтому прежде чем приступать к проектированию объектов, полезно осмыслить, с какой формой придется иметь дело, что в ней объективно доминирует — статичность или динамичность. Любое промышленное оборудование не могут быть в одинаковой мере статичными и динамичными — одно из этой пары противоположных свойств должно быть основным. Острое противоречие между этими началами неизбежно ведет к утрате целостности, как и неупорядоченные, случайные отношения асимметричных и симметричных элементов формы. Если же композиционный прием строится на запрограммированном сочетании этих свойств в форме предмета (что в принципе возможно), то должно быть ясно, что в форме преобладает — статичность или динамичность. Например, при статичной несущей основе станка может быть выразительно подчеркнута динамичность какого-нибудь движущегося элемента. И наоборот: в динамичной композиции отдельные элементы или группы элементов станка могут служить своего рода автономными центрами со своими осями симметрии, подчиненными, однако, общему движению динамичной формы, а не противоречащими ему.

Соблюдение определенных закономерностей построения статичной композиции позволяет усиливать или ослаблять свойство статичности в зависимости от того, какую задачу ставит перед собой проектировщик. Знание этих закономерностей избавляет и от противоречий, которые могут возникнуть при художественно-конструкторской разработке тяжелых машин со статичной в основе композицией. Впечатление тяжести, грузности можно еще более усилить, но все зависит от впечатления устойчивости объема. Горизонтальные членения массивного объема увеличивают статичность. Если не загруженные боковые поверхности получат вертикальные членения, форма приобретет легкость. Но стоит только пригрузить их, как форма станет тем статичнее, чем сильнее они будут загружены. В ряде случаев мощный станок с большой массой может лишь выиграть, если в возможных пределах раскрыть его опоры, обострив тектонику статичной формы. Но порой в «эстетических» целях все основание оказывается обшитым металлом. Важно не растерять впечатления мощи несущей системы.

Очень интересный и сильный в эстетическом отношении эффект мощной, статичной по композиции технической формы (особенно у крупных станков и установок) возникает при соответствующем использовании в ней подчеркнуто изящных, сомасштабных человеку элементов — трапов, переходных мостиков, ограждений, пультов управления и т. п. Контраст силы и легкости в таких композициях служит одним из верных и наиболее активных средств достижения выразительности. Поэтому никак нельзя оправдать традицию, бытующую в тяжелом станкостроении, делать все эти элементы гораздо грубее, чем у средних или легких станков. Дело, видимо, в том, что проектировщик, прорабатывая детали гигантского станка, соотносит их не с человеком, а с самим объектом, что, сбивая масштаб, снижает общий технико-эстетический уровень такого изделия.

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru