Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Основы дизайнерского проектирования

Информативность дизайна

Человека радует разумность машины, целесообразность предмета — качества, способные вызывать некоторое эстетическое переживание. Как минимум вещь должна внешне соответствовать своему смыслу. Но так бывает далеко не всегда, и тогда конкретная вещь становится неузнаваемой по своему назначению. Известную роль здесь играет и наша привязанность к привычным, устойчивым представлениям. «Это не кухонная посуда, а ваза для гостиной» — такое замечание нас не удивит, так же как и реплика: «Эта ваза не для гостиной, это кухонная емкость».

Если у машины есть определенная позиция, где должен находиться работающий, то человек без колебания должен подойти именно с рабочей стороны, занять нужную позицию. В этом заключается образность и информативность машины. Если машина передвигается, то это обязательно должно быть передано внешней формой, и, напротив, если машина статична, то она должна быть зрительно устойчивой. На это можно возразить, что все современные электронные устройства, например, заключены в корпуса и содержание их работы совершенно недоступно для стороннего наблюдателя, что это не косилка, где видны и ножи, и колеса, и где все понятно каждому. Но ведь всегда есть какие-то информаторы-тумблеры, сигнальные лампы, целые пульты, которые указывают на то, что внутри находится сложное устройство.

Органы управления машиной: рукоятки, педали, рулевые колонки помогают ориентироваться в том, как эта машина работает и как на этой машине работают. Информативными могут быть и самые простые предметы.

Когда финский дизайнер Т. Сарпанева выставил в числе других своих работ дверные ручки, то посетителям выставки трудно было удержаться от того, чтобы не ухватиться за них. Напомним, что традиционное ложе ружья или рукоятка электродрели не только удобны: их форма как бы говорит о том, как их нужно держать и какими пальцами.

Создавая новое, проектировщик обязан занимать в этом смысле активную позицию, он должен помнить, что человека радует не только польза, но и очевидность этой пользы, не только смысл действия машины, но и очевидность этого смысла.

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru