Проектирование предметной среды

Формирование коллектива специалистов для успешного проектирования

Любое современное изделие является продуктом высокоразвитого производства, отличающегося сложным оборудованием, точной технологией. Большие тиражи выпускаемых изделий делают ответственным изготовление любой, даже самой малозначащей детали. Каждое небольшое упущение, непродуманность или произвольность решения множится в тысячу раз и приносит в конечном счете существенный материальный урон. Производство имеет свои законы, свои научные критерии и, конечно, свою логику — логику, опирающуюся на определенные материальные основы.

Именно поэтому в проектировании предметов участвуют в той или иной мере инженеры-конструкторы, технологи, врачи, специалисты по эргономике, социологи и представители многих других отраслей технических и научных знаний. Все они, по мнению психологов, представляют разные типы мышления. Инженеры и технологи обладают так называемым концептуальным умом, позволяющим хорошо решать логические и математические задачи, им присущ производственный тип мышления. Эстетический ум оперирует не столько логическими категориями, сколько мерой формы и цвета. Это в какой-то степени относится и к художнику-дизайнеру.

Формирование эстетического облика вещей во многом исходит из чисто проектной интуиции. Однако в основе этого формирования все-таки лежат известные нам закономерности композиции. В обобщенном виде сказанное означает, что дизайнер должен сочетать в своей работе чутье, фантазию с аналитическим расчетом и здравым смыслом.

Дизайнер с самого зарождения идеи нового проекта, новой модели должен предугадывать, что, собственно, требует покупатель (или будущий потребитель). Но духовная культура дизайнера должна не только способствовать решению задач сегодняшнего дня. То, что проектируется сегодня, может выпускаться через несколько лет, и нужно предвидеть вкусы и эстетические запросы будущего потребителя. Только дизайнер может ощущать повороты и направления, по которым идут эстетические веяния в области технического конструирования.

Предполагаемый выбор, одобрение нового изделия, называется покупательским предпочтением. Чтобы его предугадать, требуется особое искусство.

"Творить нужно только для себя, и только для себя. Только тогда мы можем удовлетворить запросы других",— сказал известный американский дизайнер Чарльз Имс. Это нельзя понимать буквально. Просто, для того чтобы почувствовать вкусы потребителя, проектировщик как бы отождествляет себя с определенным, интересующим его типом потребителя. Мы говорим "с определенным типом потребителя" потому, что разные слои человеческого общества имеют разные вкусы, разные потребности, разные материальные возможности. Художник-конструктор должен подобно актеру "входить в роль". Такое "вживание" в роль потребителя доступно лишь человеку искусства.

Вещь обладает формой, цветом, пространственной структурой и несет в себе некоторые формальные качества изобразительных искусств — живописи, скульптуры, архитектуры. История показала, какими сложными, неповторимыми взаимовлияниями характеризовались предметная среда и пластические искусства, в любом прозаическом предмете всегда присутствовал их отзвук, а проводником этого мог быть только художник-дизайнер — создатель эстетической ценности предмета.

Получая специальное образование, дизайнер рисует, пишет, лепит. Не случайно дизайнеров, как правило, обучают рядом с будущими станковыми художниками, графиками, архитекторами. Обогащая свое сознание и художественную интуицию, дизайнер как бы накапливает в себе эстетические ценности, с тем чтобы перенести их в свою профессиональную деятельность. Постигший всю притягательность цветосочетаний в живописи, пластики — в скульптуре, опытный проектировщик реализует их уже в сфере предметного мира.

Для того чтобы понимать инженеров и технологов, с которыми приходится работать бок о бок, дизайнеры получают и техническую подготовку.

Предметный мир бесконечно разнообразен, и в связи с этим проектные задачи бывают абсолютно несхожими. Иногда требуется участие специалистов, которые в других случаях не нужны вовсе.

Для проектирования игрушки, например, художнику нужно сотрудничать с педагогами, методистами, а может быть, и врачами. Но все эти специалисты не нужны при проектировании станка, когда главной фигурой становится инженер-конструктор. Вообще удельный вес инженерии и науки в промышленной сфере дизайна несравненно больше, чем в бытовой, где, наоборот, удельный вес художника больше, а техническая обусловленность, как правило, ощущается не так сильно.

Различные методы мышления (образный у художника, понятийный у инженера) неизбежно создают в совместной работе противоречия. Но эти противоречия отнюдь не антагонистические, а совершенно естественны и даже традиционны. Они требуют и от художников и от инженеров известной зрелости и культуры, понимания особенностей мышления коллеги и уважения к его профессии. Для комплексного проектирования нужна и продуманная организация работы, необходимая для того, чтобы коллектив работал в духе взаимопонимания.

Четкое разделение инженерного и художественного творчества, разумеется, несколько схематично. В жизни много сложнее: в самом сознании художника ведется внутренний, не всегда осознаваемый, диалог рассудочно-рационального с художественно-интуитивным. Самоанализ в процессе проектирования — естественное явление, свойственное как инженерам, так и художникам.

В зависимости от тематики конкретного задания формируются коллективы, комплектуется состав проектировщиков. Представим себе, как идет проектирование, скажем, ванной для жилого городского дома. Для того чтобы приступить к такой работе (как будто бы и не очень сложной), нужно, оказывается, довольно много самых разносторонних отправных данных.

Архитектор подготовляет проект жилой секции, которая предположительно будет распространена к тому времени, когда намечается выпуск нашего проектируемого оборудования. Будут определены габариты ванной, материал, из которого предполагается сделать стены, размещение приборов, коммуникаций, освещения и т. п.

Социологи должны определить примерный состав семьи для такого типа квартиры, исходя из предполагаемых норм. Свои требования будут предъявлять врачи — у них есть целый ряд критериев, учет которых совершенно необходим. Воплощение проекта в определенный материал связано с консультацией технологов. Если предполагается оборудовать ванную пластмассовыми изделиями (речь идет о полочках, обрамлении зеркала, крючках для полотенец и т. п.), то все задуманные художником формы не должны противоречить свойствам намечаемого материала и доступности его технологической обработки.

Но в общем такое задание, как проектирование ванной, требует сравнительно ограниченного участия "смежников"-специалистов. Сотрудничество с ними носит характер консультативный (в процессе самого проектирования) и основано на получении информации в период подготовки к проектированию. Многие технические вопросы может решить соответственно подготовленный и имеющий опыт художник-конструктор.

Отношения со "смежными" специалистами иногда строятся на других основах. При проектировании общественного интерьера (театра, гостиницы, офиса) доминирующей фигурой может стать архитектор, отвечающий за проект всего комплекса со всеми его деталями. Художник-конструктор в этом случае проектирует некоторые части ансамбля, люстры или мебель например. В этой ситуации его можно сравнить с оркестрантом, а архитектора — с дирижером.

При проектировании промышленного объекта главенствующую роль занимают уже инженеры. Специфика будущего производства диктует планировку цеха и устройство машин, художник же, участвуя в их проектировании, в большой мере связан здесь с чисто производственными условиями.

Таким образом, комплексный характер проектирования обуславливает участие самого широкого круга специалистов, причем в зависимости от особенностей того или иного задания между этими специалистами могут быть самые различные соотношения, а их удельный вес может существенно колебаться.