Проектирование предметной среды / Методика проектирования предметов

Стадия предпроектного исследования

Из задания на проект дизайнер узнает о назначении предмета, его принципиальном устройстве, технологических возможностях его изготовления, о том, как он должен быть связан с предметным окружением. Итак, поставлена задача и даны основные условия.

Тема проекта изучается в самом широком смысле этого слова. Необходимо знать многое:

— как действует машина или прибор, в каких условиях;

— как работают на этой машине, эффективна ли она;

— для чего служит проектируемый предмет;

— какие возможны конструктивные варианты;

— каковы экономические требования.

Для того чтобы вникнуть в то, как работает, например, комбайн, мало изучить книги и журналы, прочесть статьи и познакомиться со статистикой.

Нужно отправиться в деревню и понаблюдать воочию, как работают аналогичные комбайны, причем каждую операцию желательно проследить. Иногда со стороны многое хорошо видно, но все равно одного созерцания недостаточно.

Проведя хронометраж, следует установить, сколько времени затрачивается на каждую операцию. Но и этого недостаточно. Важно услышать, что скажет сам комбайнер, который обладает опытом работы на другой машине и возможностью сравнивать, по крайней мере, со своих позиций. Он может открыть много совершенно несущественного на сторонний взгляд: оказывается, такие-то органы управления, наиболее часто употребляемые, расположены "не с руки", остекление не позволяет наблюдать за жатвой, доступ к таким-то и таким-то деталям затруднен и многое другое.

После такой беседы у проектировщика уже много вполне достоверной и важной информации, но полезно еще поговорить с теми, кто ремонтирует эти машины. У них — свои претензии и пожелания к конструкции комбайна: "Часто выходит из строя такая-то деталь, такой-то узел труднодоступен, а его приходится заменять, а такой-то узел можно отремонтировать только в заводских условиях". И эта информация нужна, и она полезна.

"Полевая работа" необходима и для анализа эстетических качеств. Комбайн — очень сложная, многочастная машина. Эстетическая сторона здесь все-таки имеет подчиненное значение, хотя и многое остается за художником-конструктором. Какова оценка внешнего вида комбайна? Целостен ли он, воспринимается ли как единый организм, естественный и сложный? Есть ли ощущение, что его многочисленные узлы и детали являются неотъемлемой частью целого? Внешний вид машины может быть выражением ее внутренней жизни, работы, конструкции, смысла. Видно ли это со стороны?

И наконец, ее эстетические качества как бы изнутри: место работы оператора, прежде всего. Располагает ли вся объемно-пространственная организация кабины к продуктивной работе? Красиво и уютно ли в ней? Чего не хватает и что мешает?

Цвет машины снаружи и внутри тоже в распоряжении художника. Как выглядит синий комбайн на фоне жнивья? А как красный? В жарких степных местах, может быть, холодный цвет лучше, а в северных широтах, где солнца всегда недостает, лучше теплая, желто-оранжевая окраска?

Конечно, кое-что можно решить и за чертежным столом, но на месте, в натуре ответы могут быть найдены быстрее и точнее.

Если существует прототип, то не принимать его во внимание бессмысленно. У комбайна завтрашнего дня есть прототипы. Комбайны "Нива" и "Колос" унаследовали признаки ранее выпускавшегося комбайна СК-4.

Когда же проектируется совершенно новое устройство и прямого прототипа нет, изучаются аналогичные машины или предметы. Оттуда берется все полезное, используются отдельные узлы, детали, блоки.

На основе проведенных исследований формируется художественно-конструкторская задача. Только после этого приступают к проектированию.