Эволюция предметного мира прошлого / Эклектика и историзм

"Новые стили" - "второй ампир", неоготика и неоренессанс

В XIX веке буржуазия не располагала своей стилевой формой, в которой отразились бы особенности ее экономической, социальной и духовной жизни. Поэтому приходилось прибегать к помощи "новых стилей" — обновленных, перекроенных в соответствии с требованиями и вкусами стилей прежних эпох.

В середине столетия жилой интерьер продолжает развиваться в сторону большей презентабельности; мебель этой поры характеризуют напыщенные формы, тщательная отделка деталей, богатый декор, чрезмерно развитая обивка с обилием плюша и бархата, темная, тяжелая цветовая гамма. Во Франции главными покровителями очередного модного поветрия — стиля Второй империи — были император Наполеон III и императрица Евгения. Другое наименование этого стиля — "второй ампир", он господствовал в 1852-1870-е годы. Теперь стремятся как можно быстрее предать забвению напоминавший о временах правления Бурбонов мир форм барокко-рококо и вдохнуть новую жизнь в торжественное и помпезное искусство Первой империи.

Дух поддельного благородства и поверхностного эффекта царит в обстановке жилищ этой эпохи, загроможденных малоудобной, хрупкой, вызолоченной салонной мебелью, стульями и табуретами на тонких ножках, тяжелыми драпировками, картинами в пышных рамах, бронзовыми вазами и часами с искусственно наведеной патиной, люстрами из дерева, отделанного под бронзу, цветастыми шелками, скульптурами, настенными полками и пр. Однако в формах буржуазного по происхождению "второго ампира" больше мягкости, чем в ампире начала века.

В результате романтического увлечения прошлым были два очередных "новых стиля": неоготика и неоренессанс. В ряду обновленных стилей неоготика между 1840 и 1860 годами особенно популярной была в Англии и Германии.

Между 1860 и 1880 годами в мебели доминирует неоренессансный стиль. "Венский ренессанс" отличался обилием декора в виде резьбы, бахромы, кистей. В Германии после 1870 года моду на готику сменяет увлечение формами Северного Возрождения. Мебель этой поры богата, обильно декорирована, по-театральному эффектна. Мода на старину столь велика, что искусственная патина наводится даже на дерево, стекло же предпочитается пузырчатое, тоже "под старину".

Это был самый напыщенный мебельный стиль; жилища загромождали массивные дубовые шкафы и креденцы с тяжелыми архитектурными формами и обильной резьбой, уродливые столы, тяжелые стулья и кресла с очень высокими спинками. Эта мебель — результат полного пренебрежения к принципу целесообразности; резьба и прочий декор делали непригодным к использованию даже внутреннее пространство предметов. Уже в начале века народный юмор окрестил эту мебель язвительным прозвищем "клоповый ренессанс".