Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Эволюция предметного мира прошлого / Эклектика и историзм

Особенности эклектики. «Стиль Макарта»

Суть эклетизма проявилась в том, что вместо использоваться возможностей новых материалов (железо, стекло и др.), специалисты, опираясь на соответствующую теорию, подбирали в качестве исходного момента определенный стиль и пытались привязать к нему оборвавшуюся нить органического развития. Эти представления послужили причиной того, что практика, промышленность снова обращается к старым стилевым формам; начинается очередной, почти полувековой цикл беспринципного подражания историческим стилям. Неорококо в какой-то мере все еще было связано с живыми образцами, хорошими традициями, однако на следующем этапе эклектика уже совершенно лишена связей с традициями. Главной особенностью, а одновременно и недостатком эклектики было то, что она оперировала исключительно средствами оформительского, «прикладного» характера; это был лишенный жизни мир рассчитанных на внешний эффект «рисованных» форм. К тому же мастера-эклектики полагали, что они могли «рисовать» более красивые и полноценные готические, ренессансные или барочные формы, чем те, что были сотворены в свое время оригинальными стилями. Они считали, что путем основательного, скрупулезного изучения и сбора «формальных элементов» можно создать «чистый стиль», а то и некий «сверхстиль».

Чрезмерное увлечение «художественными формами» неизбежно вело к искаженному пониманию сущности конструкции, технической формы. Мастеров, работавших в манере эклектике прежде всего занимала внешняя оболочка, «форма» вещи, а не конструкция, потому использовалися декоративные элементы любого стиля, тогда как известно, что сущность того или иного стиля составляют не детали декоративного убранства, а характер построения, пропорции и соотношения основных форм. В целом эклектизм был сложным явлением, трудно обозримым и во времени и по странам.

Высшей точкой вырождения эклектического искусства был «стиль Макарта». Это наименование получила пустая, рассчитанная на внешний эффект, отмеченная печатью безвкусицы мода конца прошлого века. Ганс Макарт (1840—1884) — австрийский художник и законодатель мод; диковинный, романтический интерьер его мастерской нашел немало подражателей в среде венской буржуазии. Аксессуарами жилища «в духе художественной мастерской» были: помост, тронное кресло, мольберт с драпировкой, бумажные пальмы, искусственные цветы (т. н. «букеты Макарта»), всевозможные украшения, тяжелые плюшевые занавеси, вносившие в помещение настроение «романтического полумрака», массивные, покрытые обильной резьбой предметы мебели в псевдоренессансном, восточном и других стилях, музыкальные инструменты, старинное оружие, латы и пр.

Одной из особенностей эклектического направления является беспринципное «прикладывание» старых стилевых форм к новым по функции, материалам или конструкции предметам. Например - чугунное кресло с декоративным убранством в духе необарокко; короткая ванна, решенная в виде канапе с классицизирующими формами.

Эклектика - смешение стилей - www.Dizayne.ru

Эклектика - смешение стилей . Украшения в виде металлических узоров носили оформительско, прикладной характер.

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru