Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Основы дизайнерского проектирования / Основы колористики

Эволюция цветовых предпочтений

Цветовые предпочтения людей — одновременно продукт и двигатель цветовой культуры, они фиксируют уровень ее развития и одновременно способны трансформировать сложившиеся стереотипы.

Цветовые предпочтения изначально формируются в сфере концептуального цвета, опираясь на цветовую символику и эстетику. Такие предпочтения назовем идеальными. Они существуют лишь в сознании и существенно трансформируются, когда появляется материальный объект — цветоноситель. Один и тот же человек никогда не адресует любимую цветовую гамму таким, например, различным объектам, как телефон, костюм, автомобиль или здание. Поэтому, говоря о цветопредпочтениях, будем указывать тип объектов, несущих цвет.

Наивысшие цветовые достижения возникали то в прикладном искусстве, то в живописи, то в архитектуре и градостроительстве. Взаимодействие элементов осуществляло перетекание локальных достижений из одних областей в другие, интегрировало эти достижения в общем потоке цветовой культуры.

Эволюция цветовых предпочтений в архитектуре напоминает приливы и отливы: земляные краски становились ярче по мере развития архитектуры у египтян и древних греков, а в период Римской империи они вновь потускнели. Насыщенные цвета византийской мозаики подготовили почву для готического витражного стекла. Эпоха Ренессанса стала периодом цветового однообразия, которое было нарушено русским барокко и классицизмом, а затем, после цветового спада эклектики — экспериментами по архитектурной полихромии немецких, русских, голландских и французских архитекторов. Факторы, определяющие духовное содержание эпохи, воздействующие на существующие и вызывающие новые ассоциации от тех же самых цветов. Строительные материалы и красители как фактор, обеспечивающий возможность реализации цветовой среды.

Способность человеческого зрения различать цветовые оттенки развивается. Наш современник различает больше цветовых оттенков, чем человек, живший несколько тысячелетий назад. Цветовая чувствительность глаза, по-видимому, может совершенствоваться и далее. Она наиболее развита у людей, профессионально связанных с практической работой в области цвета.

Можно предположить, что феномен цветовой культуры развивается благодаря возникновению и распаду цветового канона. Изменения цветового канона сосредоточиваются вдоль векторов цветовой культуры, ведущих из ее очагов, обусловленных исторически, социально, культурно и географически, на периферию и далее к центрам других культур. Канон зарождается в искусстве и переносится под воздействием свободных ассоциаций в повседневную жизнь. Так возникает цветовая традиция с активным ядром — цветовым каноном. Параллельно идет процесс деканонизации за счет появления новых ассоциаций в зависимости от изменения социально-культурной ситуации. Разрушение канона ведет к разрушению одной цветовой традиции и возникновению другой.

Состояние и уровень цветовой культуры характеризуются системой цветовых традиций, их специфическими чертами, взаимосвязью со всей духовной и материальной культурой народа, нации, социальной группы, отдельного человека. Уровень цветовой культуры региона в определенный отрезок времени зависит от общего уровня культуры, поскольку именно он позволяет достаточно полно развить цветовую символику, ассоциативное цветовое мышление, формировать тенденции цветопредпочтений. Не случайно цветовая символическая система восточно-христианского искусства звучала как тонко настроенный инструмент. В византийской живописи цвет подчинялся жестким нормам цветового канона, что сформировало живучий цветовой язык, закрепило цветопредпочтения, но затормозило тем самым эволюцию цветовой культуры.

Противоречия цветовой культуры сводятся к тому, что канон способствует стабилизации цветового языка и цветопредпочтений, но задерживает развитие цветовой культуры в системе общественных духовных и материальных ценностей. Отмирание цветовых канонов средневековья в эпоху Возрождения повлекло за собой раскрепощение культуры цвета, но процесс этот, долгий и болезненный, сопровождался ощутимыми утратами, деградацией цветового языка. Конечно, достижения цветовой культуры прошлого не исчезают бесследно, они входят в общекультурную сокровищницу и обеспечивают более высокий качественный уровень следующего витка развития цветовой культуры. Кроме того, учитывая тенденцию усиления взаимосвязи различных цветовых культур, можно сказать, что колористические ценности прошлого становятся всеобщим достоянием. Вот лишь некоторые из них: полихромия зиккуратов Двуречья, сияющие цвета храмов Карнака, фаюмский портрет, живопись помпейских жилых домов, византийская мозаика, витражи готических храмов, персидская миниатюра, русская икона... Шаг за шагом человек пытался овладеть тайнами цвета, начиная с доисторических времен, когда цвет еще не мог вычлениться из цельной, синкретично воспринимаемой картины мира, но тогда у людей уже возник и широко использовался цветовой язык.

Цветовая символика в странах Древнего Востока распространилась позднее на Европу и Азию. Овладение цветом приобрело новые формы. В эпоху античности цвет впервые рассматривался как категория эстетики. В средние века познание цвета происходит в русле метафизических религиозных учений. Европейский ренессанс снимает мистический покров, окутавший цвет во времена средневековья. Альберти и Леонардо смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов, раскрывают художникам своего времени законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции, дают новое толкование цветовой эстетики. Фактически зарождается наука о цвете. Ньютон закладывает ее «физический» фундамент, а французский ученый Роже де Пиль показывает, что цвет, а не рисунок — важнейшая проблема живописи. М. В. Ломоносов высказывает гипотезу о трехкомпонентности цветового зрения, не утратившую истинности и в наши дни. Позднее И. В. Гете разрабатывает учение о цветовой гармонии и чувственно-нравственном действии цветов. О. Рунге предлагает принцип систематизации на основе трехмерного цветового тела. Опыт изобразительного искусства подводит к пониманию самоценности цвета, к раскрытию его собственной духовной содержательности. Эти мысли формулирует Г. В. Ф. Гегель в своей «Эстетике». Еще более крупные открытия в области цвета происходят в XX веке. На их основе создаются лазеры и голография, физиологическая оптика. Эти достижения используются в обучении цвету, прикладном цветоведении, влияют на творчество художников различных направлений.

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru