Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Основы дизайнерского проектирования / Основы колористики

Цвет у древних народов

Процесс образования названий цветов связан с окружающей природной средой, духовной культурой и практической деятельностью. Он глубоко изучен в Японии, имеющей богатейшую национальную цветовую символику.

Количество различаемых цветов всегда неравномерно распределялось между основными цветами спектра и зависело от того, оттенки какого цвета человек конкретной эпохи и цивилизации смог различать более тонко. С развитием урбанизации и постепенным переходом человека из естественного в искусственное окружение не всегда «срабатывает» цветовая символика, зародившаяся на лоне природы, происходит перемена цветопредпочтений.

Отношение человека к цвету определяется также духовной сущностью эпохи, которая зависит от общественной формации и от мировоззрения человека.

Многие цветовые ассоциации пришли в нашу жизнь еще из доисторической эпохи, преобразовавшись в световые символические системы, которые позволили говорить о языке цвета, существовавшем у древних народов и проявившемся в архитектурной полихромии. Древность цветовых ассоциаций подтверждается тем, что некоторые из них характерны для столь различных цивилизаций, как китайская и европейская, древнеегипетская и древнегреческая: зеленый и синий цвета означали у тех и у других дерево, небо и мудрость, красный цвет — огонь, солнце и добродетель, желтый был символом земли и здоровья, белый — зимы, холода, луны и чистоты, черный цвет символизировал воду, силу, твердость духа, серьезность и грех. У китайцев, так же как и у европейцев, боги были белыми, демоны — красными, а черти — черными.

История искусств и языков говорит, что первыми цветами первобытных людей были белый, черный и красный. Именно они первыми ассоциировались у человека с некоторыми понятиями. Подобная трехчленная цветовая классификация существовала во многих примитивных культурах. Как и в доисторические времена белый, черный и красный цвета остаются наиболее предпочитаемыми почти во всех современных цветовых культурах.

Полихромия и монохромия как проявление соответственно цветового богатства и аскетизма исторически сменяли друг друга. Полихромия чаще всего являлась выражением народного начала, монохромность — выражением «рафинированного» отношения к цвету лишь части общества. Сфера эмоционального восприятия тяготеет к полихромии, а сфера рационального — к монохромии. И. В. Гете, заложивший основу изучения этого явления, замечает, что у образованных людей есть некоторое отвращение к цветам. Это может происходить отчасти от слабости глаза, частью от неопределенности вкуса, охотно находящей убежище в полном ничто. Гете видит в цветопредпочтениях проявление внутреннего мира человека, его социального положения.

Он обращает внимание также на национальные особенности цветопредпочтений: «Живые бойкие нации, например, французы, любят усиленные цвета, особенно активной стороны; умеренные англичане и немцы любят соломенно- и красно-желтые цвета, с которыми они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство, как итальянцы и испанцы, носят плащи красного цвета с уклоном в пассивную сторону».

Следует сказать, что цветовые предпочтения определялись и наличием фактически имевшихся красителей. Вначале в качестве красителей использовались естественные вещества: землю различных цветов, сок растений и др. Этими красками украшалось непосредственное окружение человека. Потребность к цветовой выразительности требовала постоянного расширения цветовой палитры. Люди отправлялись в далекие путешествия или затрачивали на получение уникальных цветов усилий не меньше, чем алхимики средневековья на получение золота. В наше время, несмотря на широкий выбор красящих веществ, недолговечность красителей и отсутствие концептуальности их использования пагубно влияют на формирование цветопредпочтений современников.

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru