Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Проектирование предметной среды / Наш дом - удобный и красивый

Цвет в интерьере

Связь человека с внешней средой осуществляется посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Эти свойства человеческого организма как источники информации имеют важное значение в жизни и деятельности человека, его связи с окружающим миром. Наибольшее количество информации о материальной среде (более 80 %) связано со зрительными ощущениями, обусловленными физиологическим воздействием отраженных световых волн (электромагнитных колебаний) на зрительные рецепторы — сетчатку глаза. Восприятие цвета тел связано с различной способностью предметов поглощать или отражать световые лучи.

Цвет — наиболее доступное средство формирования жилой среды. В то время как мебель, окна и двери — многотиражная продукция заводов, в принципе не поддающаяся изменениям, в выборе цветового оформления мы практически ничем не ограничены. Цвет в распоряжении обитателей дома может сделать многое. Он существенно влияет на характер нашего жилья, придавая последнему комфортность, эстетический облик, индивидуальность. Цвет может быть средством самовыражения человека, хотя излишнее увлечение оригинальностью должно быть исключено. При выборе цветовой гаммы интерьера необходимо стремиться к гармоническому единству цветового решения материальной среды (помещений, мебели, занавесок и т. д.) для создания наиболее благоприятных условий для трудовой деятельности и отдыха с учетом психофизиологического воздействия цвета на организм человека в зависимости от возраста и состояния здоровья. Цветовое решение материальной среды направлено на: компенсацию неблагоприятного воздействия среды на организм человека; сохранение и стимулирование работоспособности и снижение утомляемости в период рабочего дня; обеспечение технологической и пространственной ориентации и снижение травматизма; эстетическое и моральное воздействие, способствующее отдыху, ликвидации напряженности после трудового дня; профилактику и лечение заболеваний; цветовое решение, подчиненное декоративно-художественному эстетическому восприятию пространства.

В цветовом решении мебели и интерьера не следует забывать о некоторых объективных свойствах цвета, о том, что он, каким бы ни был, имеет свое определенное психофизиологическое воздействие на человека.

Зеленый цвет, предрасполагающий к размеренной ритмической работе или покою, рекомендуется для зоны домашних занятий.

Синий цвет может в жилых комнатах создать ощущения холодности и неуютности.

Красный цвет стен может утомлять и вызывать раздражение у легко возбудимых людей, но для детского восприятия он предпочтителен.

Оранжевый цвет, как и красный, может быть рекомендован только для детской комнаты.

Желтый цвет, ассоциирующийся с солнечным светом, может иногда (особенно в рабочей зоне) утомлять.

Белые поверхности отражают больше всего световых лучей и поэтому лучше других выявляют рельеф предметов.

Цветовое решение жилого интерьера должно способствовать отдыху, созданию атмосферы уюта, красоты. Цветовой ансамбль в жилище создается гармоничным сочетанием цвета мебели, ограждающих поверхностей (стен, пола, потолка, дверей, окон), тканей, светильников с учетом физических свойств цвета, его психофизиологического воздействия на человека и освещенностью.

Цвет мебели в значительной степени, определяется естественными декоративно-художественными свойствами различных материалов, формирующих изделие. В процессе отделки эти свойства подчеркиваются, позволяют оценить красоту материала и технологию его обработки. Ведущий материал в производстве мебели — древесина, декоративно-художественные свойства которой определяются цветом, текстурой и фактурой поверхности. Древесина различных пород окрашена в хроматические цвета многочисленных цветовых тонов и оттенков.

Если помещение тесно и есть внутреннее желание сделать его просторнее, как бы раздвинуть его границы, то стены имеет смысл оклеить голубоватыми или сероватыми обоями. Тогда их плоскости отступят (зрительно, конечно). Для оборудования небольших жилых помещений рекомендуются мебель светлые породы древесины с матовой или полуматовой отделкой, так как свет отражается от светлых поверхностей в большей мере, чем от темных - они как бы играют роль отражателей и рассеивателей света, способствующих иллюзии расширения небольшого помещения. Обилие в помещении полированных вертикальных поверхностей нежелательно из-за блесткости, утомляющей глаз, бликов, конкретизирующих положение тел в пространстве, а большое количество горизонтальных рабочих поверхностей из-за отрицательного психофизиологического воздействия. Цвет способствует зрительному уменьшению тяжести мебели вследствие иллюзорного удаления предмета от наблюдателя. Необходимо избегать контрастных тонов с резко очерченными крупными деталями. В связи с этим в небольших помещениях нецелесообразно применять древесину с очень крупным рисунком и резко выраженной текстурой и резкий контраст в цвете элементов мебели, например светлую поверхность и черную кромку. Когда помещение излишне вытянуто и хотелось бы несколько сократить его глубину, торцовую стену следует выкрасить в теплый тон (оранжевый, красный или терракотовый)—это «приблизит» ее.

В ограниченном пространстве жилого интерьера мы никогда не воспринимаем цвет изолированно. Цвета стен, потолка, всех предметов влияют друг на друга. Можно говорить о цветовом «климате» интерьера. Цвет стены всегда сочетается с цветом мебели, с цветом пола и драпировок. Тональные отношения влияют на восприятие пространства: контрастные соотношения приближают, нюансные же нет. Можно привести такой пример: тахта с темно-синей обивкой, офанерованная светлой древесиной, кажется ближе, чем такая же тахта, в которой сочетается та же синяя обивка, но древесина уже темная. Тот же эффект вызывает соотношение цвета тахты и цвета стены. Отсюда напрашивается вывод: в тесном помещении следует избегать контрастов.

Следует учитывать функциональное назначение мебели и помещений, ориентацию относительно сторон света. Если окно выходит на север, то вы испытываете недостаток освещенности, если же на юг, то, напротив, избыток. В помещениях, освещенных солнцем, желательна холодная цветовая гамма, в северных или затемненных — иллюзия солнечного света. Рекомендация тут сводится к тому, что при избытке солнца цвет стен должен быть насыщенным, чтобы возможно больше поглотить этот избыток света, и холодным, чтобы вызывать соответствующие ассоциации.

Выходящие на север помещения, наоборот, следует «одевать» в совсем иные одежды. В них ощущается недостаток тепла и в переносном, а иногда и в буквальном смысле этого слова. Поэтому имеет смысл применять оранжевые, красные и желтые тона. При этом стены и обивку мебели имеет смысл делать светлыми, чтобы они как можно больше отражали лучей и комната казалась бы от этого светлее. Все эти рекомендации, хотя и имеют объективную основу, вовсе не обязательны. В своей квартире вы имеете право делать все по своему вкусу.

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru