Эволюция предметного мира прошлого / Древняя Греция
Особенности древнегреческого предметного мира - эстетическая целесообразность
Характерная для египетского искусства слитность скульптурных и архитектурных форм сменилась у греков четким и последовательным их разделением. Скульптура никогда не покрывала всю плоскость предмета, она размещалась на строго определенном месте.
Все немногочисленные типы орнамента — пальмета, меандр, киматий и другие — были предельно совершенны. Греческий мастер пользовался ими, как живописец пользуется палитрой своих красок или музыкант струнами — в определенных соотношениях, в найденных интервалах, на специально избираемом месте.
Типы орнамента:
а) лесбийский киматий, б) меандр, в) пальметта, г) волна, д) ионический киматий. Древняя Греция.
Мебель и посуда, туалетные принадлежности и музыкальные инструменты — каждый из этих предметов в своей основе был утилитарен и полон здравого смысла. Ремесло от художества было неотделимо: наверное, не было ни одного предмета на греческой земле, который был бы только утилитарным или служившим только для украшения. Прославленные художники занимались мелкой пластикой, бытовая керамика расписывалась искуснейшими вазописцами.
Для греков все зримое было важно и существенно, ибо предметный мир воспринимался целостным и органичным. Это было основано не только на орнаментике, но и на общем отношении к логике и конструктивности, пластике и органичности предмета.
Греки мастерски сочетали простоту, утонченность, реализм, изящность линий и комфорта, в разработках классических мебельных форм, которые заложили основу и послужили образцами для последующих стилевых форм. Греческая мебель имела четкую структуру, которая подчеркивалась и декором. Простота, гармония элементов и благородные пропорции способствовали распространению художественного влияния греческой мебели на мебель других народов. Греческое искусство оказало большое влияние на искусство Древнего Рима, которое обязано ему своими основами.