Эволюция предметного мира прошлого
Древняя Греция
К V веку до нашей эры начинается расцвет другой великой цивилизации прошлого — античной Греции. Политическим и культурным центром Греции времен ее могущества были Афины. Этот крупный по тем временам город был довольно хаотично застроен.
Когда дело касалось строительства общественных сооружений, то здесь уже не считались ни с какими затратами. В центре Афин на возвышении был воздвигнут знаменитый Парфенон, а в нем громадная статуя покровительницы города Афины Паллады. Эта девятиметровая статуя была украшена драгоценными камнями, слоновой костью, золотом. Даже в небольшом городке, насчитывавшем всего сотню-другую маленьких домиков, был свой театр, стадион, храм и место собраний и торговли — агора. Жизнь античных греков носила публичный характер, поэтому частное уступало общественному.
Греческая культура открыла совершенно новые источники эстетического наслаждения, такие, как противопоставление несомого и несущего в архитектурном сооружении.
Опоры здания (колонны, части стен) получили зримую напряженность, которую можно сравнить с мускулатурой живого организма. Их потенциальная несущая сила была связана с давлением лежащих на них каменных балок. Все тонкости этого противопоставления, вся прелесть "игры" несомого и несущего были доведены до совершенства и вылились в систему ордеров - видов архитектурной композиции из вертикальных несущих частей — опор в виде колонн, столбов и горизонтальных несомых частей. В классической архитектуре различаются два основных ордера: дорический, ионический, и дополнительные: коринфский и другие. Эстетика осмысленного и глубоко реалистического понимания греками архитектурного сооружения как организма распространилась на весь предметный мир.
Ясность греческой пластики классической поры была прямым воплощением той картины космоса, которой обладала античная культура. Все последующие неудачи подражания античной пластике объясняются прежде всего тем, что другие поколения, другие общества жили в пространстве, имевшем совсем иную культурную структуру.