Становление дизайна
Зарождение дизайнерского проектирования в начале XX века в производстве и машиностроении
Экономические факторы неуклонно вели к зарождению пока еще непрофессионального дизайнерского проектирования в начале XX века. Показательно в этом смысле победоносное "шествие" так называемого венского стула "тонет", названного по имени изобретателя особого рода технологии изготовления стула, мастера, а впоследствии фабриканта — Тонет. Он наладил массовый выпуск деревянной мебели из нескольких типов элементов. Его кресла, стулья, шезлонги, дешевые, легкие, прочные, завоевали буквально мировое признание.
Все более и более распространявшиеся автомобили, проектировавшиеся, как правило, инженерами, стали постепенно изменять свой облик и превращаться из некоего подобия кареты или экипажа в наделенную своей специфической формой машину. Ее кузов сужался и одновременно удлинялся вдоль продольной оси для того, чтобы уменьшить сопротивление воздуха при передвижении. Активно вторгались в быт все новые и новые предметы: телефон, граммофон и разного рода электрические приборы. Инженеры, промышленники на ощупь искали формы этих совершенно новых, не знавших традиции предметов.
В результате на рубеже века в мире машин еще господствовал очень неопределенный стиль или, вернее, отсутствовал какой-либо стиль. Правда, в некоторых деталях ощущался все-таки привкус стиля модерн, но это никак не шло дальше поверхностной стилизации.
Первым, кто поставил вопрос о форме машины, был теоретик машиностроения Франц Рело (1829-1905), прошедший путь от ученика на заводе до директора Берлинской ремесленной академии. Как создатель теории кинематических пар, он не мог не коснуться вопроса о форме машины.
Свою задачу он видел в выявлении и систематизации наиболее общих законов и правил формообразования и старался показать, что машина может и должна быть красивой.
По мнению Рело, машиностроение должно следовать архитектуре там, где речь идет о формообразовании машины. Вообще, исходя из положения о том, что машина является неким архитектурным целым, Рело требовал ясности и четкости в соотношении отдельных частей, причем подчеркивал функциональное значение каждой детали. Он предполагал, что в будущем обязательно появится учение о машинной форме, которое позволит в каждом отдельном случае находить оптимальные решения.
Рело смотрел на технику прежде всего с точки зрения инженера, но инженера широкого профиля, глубоко изучившего все области машиностроения, инженера, обладавшего большими способностями и склонного к обобщениям.
Большое внимание уделял он ритму и пропорциональности, которые, по его убеждению, заложены в природе и человеческой натуре и присущи всем человеческим творениям — от произведений искусства до машин. Ритмичная и пропорциональная форма не может быть нецелесообразной, а следовательно, не может противоречить принципам функционального формообразования.