Основы дизайнерского проектирования
Фактура материала и имитация
Одним из интереснейших приемов достижения выразительности формы промышленного изделия является использование фактуры материалов.
Фактура — это совокупность различных технических приемов обработки материальной поверхности, особенности отделки или строения поверхности какого-либо материала, способствующие достижению художественно-декоративной выразительности предмета.
Многие промышленные изделия, которые разрабатываются для серийно-массового производства, проектируются не из одного, а из нескольких материалов. Художник-конструктор, архитектор, конструктор, проектировщик должны знать декоративные свойства материалов, применяемых в конкретном изделии или ансамбле, уметь сочетать их так, чтобы каждый из них получил как можно большую художественную выразительность.
Иллюзии передачи фактуры любого материала можно достичь имитацией, подражанием. При высоком уровне мастерства бывает трудно отличить настоящий материал от его имитации.
Следует помнить, что подлинное всегда эстетически выше имитации, как бы она не была сделана. Однако в некоторых случаях имитация необходима. Например, при выполнении декораций в театре или при изготовлении стенда, монтажа и т. д. Лучше всего монтаж смотрится обычно на фоне фактуры дерева или гранита. Имея акварельные или гуашевые краски, кисти и поролоновую губку, можно создать нужный фон.
При проектировании изделий также широко используется имитация, чтобы показать заказчику, из какого материала будет изготовлено изделие, каков рисунок фактуры материалов, каково их сочетание.
В работе дизайнера часто применяется материалы, характерные декоративностью своего рисунка, как дерево, ткань, кожа, мрамор, гранит, разновидности пластика (пластмасса), металл. В производственных условиях пластмассу имитируют под фактуру дерева, мрамора, гранита.
Некоторые синтетические материалы очень похожи на органические, а многие из них сами по себе лучше, богаче тех, которые они имитируют.
Каждый материал красив по-своему, но становится предельно выразительным лишь в сочетании с другими материалами.
Ни один из моментов, влияющих на художественно-конструкторское решение промышленного изделия, не обладает такой силой, как применяемые материалы. Именно через материал, его конструктивные и декоративные возможности, наиболее полно выявляющиеся при различных методах обработки, через пластику, фактуру, цвет в значительной мере выражается художественное решение промышленного изделия.
Характерное художественное средство, применяемое в промышленных изделиях,— выявление фактуры лицевых поверхностей. Часто художественный облик простых промышленных изделий в основном определяется фактурой лицевых поверхностей и может стать ведущей художественной темой всего интерьера в целом.
Дизайнер проектирует промышленные изделия массового производства: посуду, мебель, электроприборы и т. д., в решении которых должны быть уравновешены красота и польза. Помимо выразительных пропорций, цвета, силуэта большинство предметов промышленного и бытового назначения нередко имеют фактуру материала. В предметах быта широко используют разнообразные материалы: металл, стекло, ткани, кожу, пластмассу, дерево и т. д., которые влияют на композицию изделия и его эстетическое качество.
В качестве облицовочных в современной практике применяют также искусственные материалы, имитирующие цвет, рисунок и фактуру природных материалов.
Для светлых тонов дерева основой является светлая охра, к ней добавляется небольшое количество красного, зеленоватого или коричневого цвета. Основа для темных тонов дерева — коричневые цвета с добавлением красных, синих и фиолетовых. Чтобы ясно представить себе, какими должны быть соотношения цветов и характер рисунка того или иного дерева, нужно иметь перед собой образец настоящего дерева, которое надо изобразить. Для деревянной текстуры характерны продольные волокна, сучки, заплывы.
Для пластмассы и мрамора характерны разводы и прожилки цвета, гармонирующего с основным. Для мрамора характерна текучесть рисунка. Рисунок гранита более зернистый Кожа и коже заменители обладают пористой структурой, своеобразным рисунком, цветотоновой игрой.