Становление дизайна
Начало XX века. Модерн
В конце XIX века - начале XX века в условиях смешанного характера производства (ремесленного и фабричного), противоборства сторонников рукотворного и промышленного возникло новое стилевое направление — модерн (в буквальном переводе — "новейший, современный"). Новый стиль широко распространился в странах Европы и США. В различных странах он приобретал специфические внешние черты, связанные с использованием национальных орнаментальных мотивов.
Представители стиля модерн стремились преодолеть присущее культуре XIX века беспринципное поверхностно-декоративное использование и смешение стилей исторического прошлого.
Стремясь создать свой собственный стиль, отвечающий современным духовным потребностям, они отказались от традиционных псевдоклассических форм, регулярной планировки зданий и ордерного декора. Новейшие технологи ко-конструкционные средства и своеобразная свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто идеализированным обликом и причудливой ассиметричной композицией.
Романтическая идея "цельного произведения искусства", где все виды объединяются в единый ансамбль, своеобразном эстетическом оазисе нашли воплощение в постройках архитекторов стиля модерн.
Первые ощутимые признаки нового стиля появились в интерьерах Х. Ван де Вельде — бельгийского архитектора и художника, признаного вождея модерна. Им были разработаны проблемы связи между художественной формой и формой утилитарной. Он предложил заменить традиционный предметный орнамент новым, линейным орнаментом. В орнаментальной линии он видел силу, художественно преобразующую фабричный продукт и способную поднять его до уровня ручного кустарного изделия.
На международной выставке в Дрездене (1897 г.) его работы завоевали всеобщее признание, положив начало стилю "модерн", ставшему вскоре господствующим во всех странах Европы. В Вене появляется группировка "Сецессион"— одно из средоточий нового стиля. Аналогичные центры возникают в городах Германии, Франции, Англии.
При всех недостатках некоторых основных художественных концепций модерна он все же сыграл положительную роль в развитии прикладного искусства. Это была первая попытка наладить контакт между искусством и техникой, творчеством художника и промышленным производством.
Поистине неудержимый прогресс техники с начала XX века, внедрение ее во все области человеческой деятельности поставили художников перед необходимостью решения разнообразных технических и эстетических задач в области машиностроения, станкостроения, приборостроения, транспорта и многих других.