Эволюция предметного мира прошлого
Барокко и рококо
Примерно с XVI века архитектура постепенно утрачивает свою ясность и простоту. Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Итальянское слово "barocco", которым назван стиль, означает раковину вычурной формы. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было прямым, естественным продолжением ренессансного стиля. Из Италии оно распространилось на север, в первую очередь в те страны, где в ходе контрреформации католическая церковь вновь укрепила свои позиции.
Основные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает барокко - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы барокко находят широкое применение в первую очередь в культовом строительстве, в архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей. Новый стиль особенно пришелся по вкусу иезуитам, не случайно барокко иногда так и называют: "стиль иезуитов".
В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают иной характер и иное композиционное видение. На смену рациональной тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется живописностью, пластика, ставшая основным средством художественной выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колонны и пилястры, фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны, иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися сводами и др. Главное в этом стиле – поразить воображение человека необычным, повлиять на его чувства.
Соответственно меняется характер внутреннего убранства, утвари, мебели: они подчас приобретают более сложные изысканные формы, украшаются пышной резьбой, сложными профилями, богатой росписью.
Деревянные сундуки, например, своей монументальностью и сложным скульптурным убором начинают походить на древнеримские саркофаги. Детали мебели приобретают форму львиных лап, масок, а ее плоскости расчленяются всевозможными архитектурными профилями, пилястрами и колоннами.
Появились совсем новые типы мебели, в частности кабинет — род шкафа, верхняя часть которого состояла из множества выдвижных ящиков для хранения деловых бумаг, Денег, ценных вещей. Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и служила подобием стола. Это был прообраз современного секретера. Изменились и некоторые ранее существовавшие виды мебели. Стул бывший сотни лет жестким, сделался мягким. Раньше чтобы смягчить сиденье, подкладывался тюфячок или подушка теперь же она как бы срослась с сиденьем. Главным декоративным элементом иногда становится не резьба, а обивка из дорогой ткани или тисненой кожи с крупными латунными шляпками гвоздей; появляется отделка различными кистями и бахромой. Утвердился тип стола на четырех ножках, скрепленных понизу проногами, которому предстояло жить столетия, вплоть до наших дней.