Эволюция предметного мира прошлого
Эклектика (смешение стилей) и историзм
Сороковые годы принесут в архитектуру и искусство поиски стиля, эклектику и даже откровенную безвкусицу, которые особенно обостряются к восьмидесятым годам. Механическое соединение различных стилей либо использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка искусства другой, более поздней эпохи и составляет сущность эклектики. Поскольку формальные элементы заимствуются из исторических стилей, то наряду с понятием эклектики существует и термин историзм. Началось время "архитектурных уборов", которые можно было натягивать на любые здания. Пошли в ход всевозможные "византийские", "мавританские", "готические" и тому подобные псевдохудожественные стили.
Ставшая уже многочисленной новая буржуазия, не отягощенная культурными традициями, хорошим вкусом, стремится привнести в свой дом некоторый оттенок интимности, романтики. Всякое стремление к единству, к архитектурному целому отметается: одна комната могла быть отделана в готическом стиле, другая — в турецком, третья — в древне-египетском.
В создании новых образцов мебели наблюдается тоже самое — причудливое переплетение различных стилей, перепевание мотивов прошлого.
Произошел распад понимания стиля как художественно-эстетической целостности, законченности; внешняя оболочка архитектурных сооружений и предметов была окончательно оторвана от их технического и функционального содержания.
В середине XIX в. стилевая форма, которая могла бы отразить особенности экономической, социальной и духовной жизни буржуазии, отсутствовала. Поэтому обращаются за помощью к "новым стилям", возникшим в результате обновления и механического соединения различных стилей прежних эпох. Как результат этого,— возникновение стиля эклектики.
Главная особенность, а одновременно и недостаток эклектики — это то, что она оперировала исключительно средствами оформительского, "прикладного" характера. Это был лишенный жизни мир рассчитанных на внешний эффект "рисованных" форм. Чрезмерное увлечение эклектическими методами неизбежно вело к искаженному пониманию сущности конструкции и технической формы.