Эволюция предметного мира прошлого / Средние века
Мавританский стиль
В процессе завоеваний ислам впитал культуру завоеванных народов, из смеси византийских, египетских, персидских и римских элементов создал своеобразный стиль, который христиане называли стилем сарацинов. Ислам запрещает изображение живых существ; взамен господствовала полная безудержной фантазии орнаментику поверхности. Мавританский стиль — чисто декоративное искусство, он достиг своего наивысшего расцвета в XIII и XIV веках в двух конечных пунктах громадной империи — в Индии и Испании.
Мавританские короли постройкой дворцов Альгамбры в Гранаде и Альказара в Севилье создали самые выдающиеся памятники искусства ислама. Основными элементами архитектуры являются подковообразная (мавританская) и луковицеобразная (оживальная) арки и своеобразные сталактитовые формы сводов. Стены покрыты орнаментом точного, четкого рисунка с использованием геометрических и растительных мотивов; арабесками почти бесконечного разнообразия и сложной структуры. Такая стереотипная орнаментика возникла на базе арабского шрифта, изобилующего завитушками. Первоначально она применялась на лепных работах, украшавших стены, или на фаянсовых плитках ярких расцветок. За счет этого стены приобретали вид роскошных персидских ковров, которые также часто использовались для украшения арабских домов. Роскошные дворцы, вышитая одежда, скатерти, портьеры и ковры производили сильное впечатление.
Мавританский стиль оказывал влияние еще на протяжении многих столетий. Интерьеры пышных арабо-мавританских зданий благодаря тонким стенам, игольчатым колоннам и острым ребрам производят впечатление гигантского шатра.
В жизни мусульман мебель играла незначительную роль: по восточному обычаю они сидели на коврах или подушках, а для сна вместо деревянных кроватей использовали покрытые коврами и шелковыми тканями оттоманки. Вместо шкафов использовались стенные ниши с дверцами - в большинстве случаев решетчатые из типично арабских точеных деревянных полочек. Столы были низкими и маленькими, богато украшенными резьбой, круглой, четырех-, шести- и восьмиугольной формы; столешницы выполнялись из древесины с интарсией или из чеканной меди (медного блюда). Широко использовались сундуки, ширмы и этажерки.
В мебели заметно архитектурное влияние: часто встречаются колонны, аркады с подковообразными арками, сталактитовые формы сводов, в качестве декоративной отделки — точеные элементы, сложные виды решеток. Для интарсии часто использовался перламутр; эта техника широко распространилась в Италии и Испании; украшенная инкрустацией мебель (чертозианская мозаика в Венеции) стала предметом подражания. Для обивки мебели (спинок стульев или сундуков) использовалась также кордованская кожа с тиснением и позолотой. Нередко изделие поверх кожаной обивки обрабатывалось ажурными металлическими накладками.
Стилизованный арабский орнамент превосходил вычурностью даже абстракцию византийцев. Арабо-мавританский декоративный стиль представляет собой своеобразный, замкнутый в себе мир форм; его сильное воздействие увело искусство средневековья еще дальше от классического наследия, обогатив средневековье, многочисленными дотоле неизвестными фантастичными декоративными элементами.