Эволюция предметного мира прошлого / Период классицизма

Зарождение классицизма во Франции

Рококо, с его вычурностью, манерностью, чрезмерной декоративностью, не могло долго продержаться, несмотря на всю талантливость мастеров, представлявших этот стиль. Вскоре после расцвета, приходящегося на середину века, стиль обнаруживает признаки усталости, повторяемости; ряды его приверженцев быстро редеют. В печати, чутко реагирующей на смену вкусов, появляются статьи с острыми нападками на рококо и с призывами к искусству более рациональному, более трезвому. Зарождающийся новый стиль — классицизм — в полной мере отвечал запросам времени. Эти события имели и свою предысторию: раскопки, проведенные в Геркулануме (1738) и Помпеях (1748), а также появившиеся по их следам труды историка Винкельмана и других ученых, породили новую волну интереса к античному искусству.

Появившись сначала в архитектуре, формы классицизма постепенно проникают и в прикладное искусство. Капризно изогнутые формы и динамичный орнамент рококо начинают "успокаиваться" уже в середине 1760-х годов. Линии выпрямляются, членения поверхностей становятся все более простыми и ясными. Отсюда и берет свое начало новый стиль, который достигнет полной зрелости в период правления Людовика XVI (1774-1789).

Классицизм решительно заявил о себе еще в годы правления Людовика XV (например, архитектура и интерьер дворца, выстроенного для мадам Дюбарри). В числе покровителей нового направления в искусстве была и фаворитка короля — всесильная мадам Помпадур. В честь этой знаменитой в свое время женщины еще при ее жизни некоторые из новых мебельных форм были окрещены "a la Pompadour".

Новый стиль — "a la grecque" (т. е. "в античном, греческом духе") — распространяется сначала в архитектуре, затем он проникает в интерьер, мебель, предметы утвари, декоративные изделия, одежду, прически.

Мадам Дюбарри тоже окружила себя великолепными предметами а 1а grecque. На формирование нового мебельного стиля значительное влияние оказали и вкусы самого короля, Людовика XVI. Важным фактором, содействовавшим победе более пуританского по духу классицизирующего стиля, было сильно ухудшившееся в конце правления Людовика XV экономическое положение страны.

Хотя этот стиль продолжал быть стилем придворно-аристократического искусства, в нем все же было уже и много буржуазных черт. Знаменательно, что именно буржуазия первой обратилась к античному наследству. Вытеснение пышности "королевских стилей" строгими античными формами было одним из признаков надвигающейся революции. Для представителей демократической мысли XVIII века образцом государственного устройства служила Римская республика, не удивительно, что классицизм первое время выражал революционные идеи и настроения.

В искусстве классицизма вновь ожили художественные традиции античного мира, и это направление, эволюционировавшее от стиля Людовика XVI к стилю Директории и затем к ампиру, почти на полстолетия предопределило характер развития французского декоративно-прикладного искусства.