Становление дизайна / Ремесло и промышленность в XIX веке

Готфрид Земпер. "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика"

Немецкий архитектор, теоретик и историк искусства Готфрид Земпер (1803-1879) задавался теми же вопросами, что и Уильям Моррис. Чтобы разрешить конфликт между искусством и техникой, он становятся на путь культивирования чистой конструкции. Особенно ошибочно было предположение, что ренессанс, "свободный от декоративных излишеств барокко и рококо", был "последним подлинным конструктивным стилем", в котором как раз и нуждалась эпоха.

Самые знаменитые сооружения, спроектированные Земпером - Королевский театр (1832-1841), Дрезденская картинная галеря (1847-1855), павильоны Первой Всемирной выставки (1851) в Лондоне. Хотя архитектурным проектам Земпера присущ эклектизм, он больше склонялся к ясному и выразительному стилю античной классики, преображенной итальянским Ренессансом и барокко.

В книге "Наука, промышленность и искусство" (1851) Земпер развивал мысль, что нет принципиальных различий между архитектурой и прикладным искусством, так как обе области деятельности имеют в основе единые законы прекрасного, или стиля. Анализируя вопросы эстетического и художественного порядка в изделиях машинного производства с позиций теории стиля, он написал многотомный труд "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика", первый том в 1860, второй — 1863, третий том автор сжег.

В противовес философскому идеализму своего времени Земпер подчеркивал стилеобразующее значение материалов и техники. Он рассматривал форму как производное от ряда объективных факторов: практическое содержание (назначение, функции), материал и способы его обработки, вкусы потребителей, традиции, религиозные и политические установления, личность художника-творца. Не был противником машинного производства, а искал новую "эстетику" в изделиях этого производства. Его учение во многом предопределило идеи теории функционализма.

Также Земпер уделял большое внимание роли цвета в скульптуре и зодчестве, посвятив этой проблеме работы "Заметки о раскрашенной архитектуре и пластике древних" (1834) и "О полихромии" (1851).