Становление дизайна / Начало XX века. Модерн
Модерн в России
В России, где еще господствовали вкусы XIX века, стремительно ворвался новый стриль, который получил название "moderne". Новое художественное мышление руководствовалось новой идеей "синтеза искусств" в создании пространственной среды. Объекты стиля модерн приобретали черты ансамблевого решения и архитектурного сооружения, интерьера, мебели - все должно быть продумано до мелочей. Мастера нового стиля отвергали господствовавший прежде принцип историзма, стремились к поиску новых форм, вдохновляясь зачастую примерами из природы, мифологическими, сказочными и былинными сюжетами. В нем царят утонченность, изысканность, одухотворенность, гибкие, текучие формы, приглушенные тона, цветочные и морские мотивы (лилии, хризантемы, ирисы, орхидеи, волны, чайки).
Во всех крупных городах нашей страны сохранились известные памятники модерна. Особенно богата ими Москва: гостиница "Метрополь", бывший дом Рябушинского, позже дом-музей А. М. Горького, и многие другие.
Особняк Рябушинского расположен по Малой Никитской N 6/2. Все яркие черты модерна удивительно ярко впоявились во внешенм облике здания. Ассиметрия особняка токно уравновешена. По окнам невозможно определить количество этажей в доме. Дом облицован глазированым кирпичем. Переплеты рам выполнены в виде сплетенных цветущих ветвей. Решетка обграды также выполнена в стиле модерн.
В духе модерна были выдержаны и предметы того времени — мебель, посуда, одежда, приобревшие невиданніе доселе формі..
Целостность ансамблей, как прогрессивная тенденция модерна проявилась в такой значительной постройке, как здание Московского Художественного театра, все до последних мелочей было подчинено единому гармоническому ладу, начиная от фонарей у входа и кончая знаменитой, ставшей эмблемой театра чайкой на занавесе. Ни одна деталь целого не была оставлена без внимания. Все было спроектировано замечательным архитектором и художником Федором Шехтелем.