Становление дизайна / Конструктивизм в техническом творчестве

Принцип "эстетического функционализма" союза "Веркбунд"

В одной из самых развитых стран Европы — Германии в 1907 году был основан производственный Германский художественно-промышленный союз - "Веркбунд", объединявший промышленников, архитекторов, художников, коммерсантов. Они руководствовались необходимостью кардинальных мер по совершенствованию потребительского уровня продукции промышленности Германии, и пониманием того, что без органической увязки экономических и эстетических требований промышленного производства, технологии победить на международном рынке сбыта Германия не может.

Основатель "Веркбунда" — немецкий архитектор, теоретик и публицист Герман Мутезиус (1861-1927) оставался до 1914 года президентом этого общества. Семь лет посвятил изучению быта и промышленности Англии с целью понять причины превосходства британского экспорта над немецким и использовать английский опыт в своей стране.

"Веркбунд" с самого начала своего существования поставил несколько основных задач:

- реорганизацию ремесленного производства на промышленной основе;

- создание идеальных образцов для промышленного производства;

- борьбу с украшением и орнаментацией;

- внешняя привлекательность продукции (форму, материалы, отделку) и комфортность (удобство и безопасность в эксплуатации).

Программа "Веркбунда" (автор программы - Герман Мутезиус) провозглашала: на ряду с принципами формообразования (функциональность, конструктивная целесообразность, технологичность) формулировались общие социально-культурные установки и цели. В первую очередь отмечалась необходимость типизации выпускаемой в Германии продукции на основе творчески разработанных эталонных (типовых) образцов; отклонения в сторону индивидуальной исключительности или подражательности не поддерживаются. Только так возможно развитие "всесильного и твердого подлинного" вкуса нации. Объединение "желает осуществить отбор всех лучших действующих возможностей в искусстве, индустрии, ремесле и торговле. Объединение стремится к охвату всего, что содержится в качественном выполнении и тенденциях промышленного труда".

"Веркбунд" объединил крупнейших представителей творческой интеллигенции Германии. Они, конечно, не могли быть вполне единодушны в своем отношении ко всем проблемам зарождавшегося промышленного искусства.

Максимализм Мутезиуса требовал от вещей безусловной целесообразности, подчинения новым законам формообразования. Мутезиус четко формулирует принцип "эстетического функционализма", согласно которому внешняя форма предмета вытекает из его существа, устройства, технологии, назначения.

Этот же принцип провозгласил за океаном американский архитектор Сюлливен ("форма следует за функцией"). Однако с этим принципом согласны были вовсе не все члены "Веркбунда". Так, Ван де Вельде, оставаясь по натуре художником, усматривал в позиции Мутезиуса опасность для свободы творческих устремлений проектировщика и ущемление его индивидуальности. Вместе с тем Ван де Вельде, прославившийся в недавнем прошлом на весь мир как мастер изысканного модерна, стал признавать простоту и целесообразность необходимым качеством новой предметной среды. Он не только "преклонил колено" перед машиной, как перед богом будущего, он стал ее фетишизировать: "мощная игра ее стальных мускулов, руководствуясь красотой, будет творить прекрасное".

Ван де Вельде принадлежит очень важное во всех отношениях высказывание о том, что нельзя относить изобразительное ("чистое") искусство к области высокого искусства, а индустриальное к "низшему", второразрядному.

Теоретическая и практическая деятельность "Веркбунда" и зарождавшегося в других странах движения за упорядочение и эстетизацию промышленной продукции были прерваны разразившейся в 1914 году первой мировой войной. Лишь после ее окончания проблема вновь встала перед обществом.