Становление дизайна / Коммерческий дизайн. Фирменный стиль
Особенности дизайнерской деятельности в США в XX веке
Дизайнерская деятельность в любой стране имеет свои особенности. В США после первой мировой войны наблюдался бурный технический прогресс и промышленный подъем. Однако на рубеже 20—30-х годов их сменил глубокий экономический кризис. Преодоление его последствий становится стимулом для развития дизайна. Размах художественного конструирования в Америке очень широк, дизайнерские учреждения независимы от государства и не пользуются его материальной поддержкой. Но существует "Общество дизайнеров" Америки, созданное в 1965 году. Оно имеет свою программу, присуждает ежегодно премии за лучшие дизайнерские разработки, устраивает теоретические конференции. Имена наиболее талантливых дизайнеров известны во всем мире.
Раймонд Лоуи (1893-1986), один из старейших дизайнеров, по праву называемый отцом коммерческого дизайна. За свою многолетнюю творческую деятельность успешно проектировал в стенах своего бюро буквально тысячи разнообразных предметов: холодильники, проигрыватели, локомотивы, автомобиль "Аванти", оправы для очков, даже интерьер орбитальной космической станции. Он разрабатывал фирменные стили, в частности "Кока-кола", "Шелл", "Лаки страйк". Одна из последних работ проектного бюро Лоуи — проект интерьера орбитальной космической станции.
Уолтер Дорвин Тиг (1883-1960) основал одно из первых дизайнерское бюро еще в 1926 г. Норман Бел Геддес (1893-1958) зарегистрировал свою студию как проектное бюро промышленного дизайна и положил начало "обтекаемости" изделий своими многочисленными рисунками.
Другой представитель старшего поколения американских дизайнеров — Генри Дрейфус основал свое проектное бюро еще в 1929 году. Он установил очень прочную связь проектировщиков с заказчиками: в некоторых случаях его сотрудники откомандировывались к "заказчику" — фирме или предприятию, если считалось, что именно на месте можно эффективнее решить задачу. Иногда же сотрудничество с "заказчиком" велось в самом художественно-конструкторском бюро. Дрейфус считал, что в его ателье должны работать не только собственно дизайнеры, но и художники, архитекторы, скульпторы. Обширный диапазон и глубина проработки самых неожиданных творческих задач требуют участия проектировщиков всех возможных оттенков.
Дж. Нельсон — автор известных образцов мебели, светильников, проектов интерьеров. Он написал популярную книгу "Проблемы дизайна", изданную на русском языке в Советском Союзе в 1971 году.
Фирмы, руководимые другими ведущими дизайнерами США — Элиотом Нойсом, Уолтером Тигом, Юджином Смитом, следует рассматривать не только как коммерческие предприятия, но и как центры творческой и исследовательской деятельности в области дизайна.
Искусствоведы находят, что у каждого из ведущих мастеров Америки есть свой почерк и их произведения имеют различимые зримо нюансы формы (пластической у Лоуи, более сдержанной у Нойса, "рубленой" у Дрейфуса и т. п.). Они не только много и успешно проектируют, но и отрабатывают принципы формообразования, в первую очередь рационального стайлинга (англ. styling — стилизация), пишут и выпускают книги, обобщающие их опыт.
Но самое характерное для американского дизайна — это не особенности формообразования, а его ярко выраженное коммерческое направление. Конечная цель — рыночный успех, победа над конкурирующими фирмами. Этим можно объяснить быстро сменяющиеся все новые и новые модели одного и того же, по сути дела, устройства, производство массы вовсе ненужных вещей. Гигантская автомобильная промышленность США развивается именно таким путем.
Частнопредпринимательский, капиталистический характер деятельности дизайнерских фирм заставляет последние заниматься в одинаковой мере и проектированием вещей, и вопросами их сбыта. В большинстве дизайнерских бюро есть отделы по изучению рынка, составлению программ производства и сбыта продукции и и. д. Фирма Лоуи, например, провела целый комплекс работ по мясопродуктам, их расфасовке, этикетажу и, наконец, приготовлению и сервировке. Это пример участия дизайна в самой будничной и как будто бы само собой разумеющейся ситуации. Иногда на изучение спроса и сбыта уходит столько же времени, сколько и на проектирование самих предметов.