Становление дизайна / Коммерческий дизайн. Фирменный стиль

Особенности дизайнерской деятельности в Японии в XX веке

Японский дизайн имеет свои отличительные черты, идущие от высокой культуры изобразительного искусства. Дизайн, в понимании японцев, охватывает не только промышленную продукцию, но и ремесла — ткачество, керамику, поделки из бамбука — словом, все, что составляет окружающую человека предметную среду.

Японские автомобили, радиоэлектронное оборудование внешне трудноотличимы от американских и западноевропейских. Но все, относящееся к бытовой среде, носит национальный характер. Японцы сумели сохранить присущие их жилищу традиционные черты. Здесь минимум предметов, простота и обостренное ощущение пространства, очень тактично и функционально зонированного. Это зонирование осуществляется, наряду с передвижными перегородками, при помощи разных уровней пола. Сиденья без ножек (дань стародавней традиции сидеть на полу) установлены на верхнем уровне так, что человек сидит фактически по-европейски, опустив ноги на плоскость нижнего уровня. Другой тип сиденья — кожаные подушки, также традиционные, уложенные на полированной, установленной на четыре ножки доске, как бы отрезке пола.

Национальный дух японского интерьера, конечно, меняется, и многочисленная современная радиоаппаратура, светильники и многое другое влияют на его облик. Но соединение старого с новым, национального с интернациональным — очень характерно и не может не вызывать интереса. После второй мировой войны в Японии активно перенимается американский опыт в сфере дизайна. В те годы японская продукция отличалась "несобственным" лицом дизайна и следованием "интернациональному стилю".

Трудно что-нибудь сказать о стилевых, художественных особенностях предметов, выпускаемых другими странами Запада. Скорее можно говорить об их хорошем потребительском качестве и, вместе с тем, о некоторой их эстетической усредненности. Основные тенденции — рассудочный "Браун-стиль", или "органический стиль", находят свое место в любой из этих стран.

В стимулировании постоянной смены вещей, в искусственном подогреве спроса роль дизайна велика. Он беспрерывно придает вещам новые комфортные качества или просто меняет их зрительно-символический облик.

Очень большое значение как в плане профессиональном, так и в общественном имеют регулярно проводимые практические семинары, на которые съезжаются дизайнеры из разных стран.