Основы дизайнерского проектирования / Композиция

Динамичность формы

Динамичность и статичность в объемно-пространственных моделях - www.Dizayne.ru Динамика — это зрительное восприятие движения, стремительности формы. Динамичная форма активно односторонне направленная, как бы вторгается в пространство. Если динамичность ярко выражена, она может стать главным, определяющим композицию качеством. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями.

Сравним для примера куб, вытянутый параллелепипед и высокую трехгранную пирамиду. Куб создает впечатление "устойчивого постоянства", благодаря концентрации массы при равенстве размеров, определяющих форму. А пирамида как бы побуждает движение глаза вдоль грани или плоскости снизу вверх. В случае вытянутого параллелепипеда — реакция на форму определяется движением глаза вдоль длинной стороны объема, причем имеет значение и то, как происходит это движение. Динамика формы отсутствует, как нам представляется, еще одно существенное для появления динамичности условие — активная односторонняя направленность формы. Ведь только в этом случае и будет направленным движение глаза вдоль формы. Если взять тот же параллелепипед и поставить его вертикально, произойдет качественное изменение — появится активная односторонняя направленность по линии низ — верх (от основания к вершине), а с ней и динамичность формы. Небоскреб, устремленный ввысь, динамичен, ибо мы видим начало формы и ее стремительное движение вверх. Положим параллелепипед плашмя: вертикаль исчезнет, а с ней и односторонняя направленность. Теперь это статичный, "лежачий" объем. Динамичность формы "лежачего" параллелепипеда существует лишь потенциально, подготовленная основными размерными отношениями (у куба этого нет, и он статичен в основе), но мы воспринимаем ее совершенно одинаково и слева направо, и справа налево. Чтобы динамичность проявилась, необходимо как-то обозначить начало, придав форме направленность. Динамичная форма может быть присуща как неподвижным объектам (например, памятник Петру I в Санкт-Петербурге работы скульптора Фальконе), так и быстро движущимся предметам: самолетам, легковым автомобилям и т. п.

Однако проявления этого свойства в неподвижных и движущихся предметах весьма различны. Если, например, сделать динамичной форму токарного станка, то это не будет обусловлено требованиями эксплуатации, назначением самого станка, той работой, которую он должен выполнять. Это не будет определяющим форму качеством и будет противоречить логике назначения его функции. Если же взять гоночный болид или сверхзвуковой самолет, то динамика их формы выражает сущность самого предмета, определяясь условиями аэродинамики,— и чем выше скорость, тем жестче эти условия, тем стремительнее форма. Следовательно, понятие "динамичная форма" объединяет качественно различные явления.

Динамичность формы транспортных средств зависит прежде всего от скорости: чем выше скорость, тем строже она обусловливает форму, но когда скорости невелики, нет никакой нужды в остродинамичной форме, хотя встречаемся с устойчивой тенденцией выражать в форме разных машин скорость значительно большую, нежели фактическая. Что же касается тенденций формообразования в технике вообще, то мода на динамичность, начав свое наступление с транспортных средств, распространилась затем на множество изделий, не связанных с передвижением, в частности на бытовые машины и приборы. Динамичная форма циферблатов настольных или настенных часов мешает считывать показания стрелок. И все же в развитии техники XX в. это порожденное скоростью свойство формы несомненно сыграло прогрессивную роль. Для воспроизведения обтекаемых форм транспортных средств потребовалось развитое модельное и штамповое хозяйства, совершенная технология, высококвалифицированные специалисты, особо сложные приемы и методы проектирования, что, в свою очередь, способствовало ускорению технического прогресса. В любом случае необходимо верно отражать через форму сущность данной машины, ее компоновку, конструкцию, характер размещения пассажиров или груза, скорость, устойчивость, безопасность. И все же было бы неверным утверждать, что динамичность формы транспортных средств должна отражать только эти объективные условия. Многое здесь связано с художественным образом машины. В одних случаях динамичность достигается усилением обтекаемости машины и берет начало от действительного стремления уменьшить аэродинамические нагрузки; в других это чисто формальные приемы, например, "динамичных" накрасок (кстати, иногда весьма броских, эффектных и по-своему выразительных); в третьих — использование цветовой композиции в сочетании с хромированными или темными молдингами и другими деталями.

Теперь обратимся к природе. Сравним медведя и оленя. Форма медведя более компактная, грузная, а оленя легкая, стройная, динамичная — ведь в борьбе за существование медведь побеждает силой, а для оленя важны прежде всего легкость и скорость бега. Все обусловлено.

Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других.

Иногда изделие проектируется на основе двух начал — динамики и статики. В таких случаях проектировщику необходимо четко осознавать, что объективно должно преобладать, быть основным, главным в этом промышленном изделии — динамичность или статичность, в противном случае может быть утрачена целостность формы.

Вспомним мощные машины, на которых установлены подъемные краны. Статичная несущая основа грузовой автомашины выразительно подчеркивает динамичность подъемной стрелы, в них бесспорно преобладание динамики.

Чтобы в общем виде представить себе проявление важных закономерностей развития динамичной и статичной формы, следует обратиться вначале к условным геометрическим моделям. Динамика или статика формы может быть задана с помощью разнообразных приемов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Динамичность требует резкой смены в направлении движения масс.

Для выражения статичной формы на плоскости лучше всего брать такие геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, а в пространстве — шар, цилиндр, куб и т. п. Много фигур брать не нужно. Достаточно умело соединить три — пять фигур соответствующих размеров, чтобы достичь впечатления статики. Для передачи динамической формы на плоскости следует брать прямоугольники и трапеции с соответствующим соотношением размеров, треугольники, а в объемно-пространственной модели — конусы, пирамиды, призмы и другие фигуры. В таких композициях динамических форм не исключена возможность использования прямоугольных фигур в качестве основания.

Рабочий поиск ведется так же, как и в предыдущей работе, посвященной равновесию. Задание выполняется акварелью или гуашью. Цвета и тона желательно составить самому, а не брать готовые. Статике, как мы уже говорили, присуща устойчивость, поэтому нужно подобрать такой цвет, которым можно было бы подчеркнуть состояние покоя, придать форме большую выразительность. Для этого лучше подойдут серые тона.

Для передачи динамичности желательно брать более легкие цвета — светло-голубой, желтый, светло-зеленый и т. п. — чтобы подчеркнуть стремительность формы. Кроме геометрического изображения динамичности и статичности формы необходимо провести анализ этих категорий на природных и технических аналогах. Для этого подбираем близкое по характеру, по конфигурации животное или насекомое, которые могли бы послужить прообразом для решения того или иного промышленного образца. Например, бегемот и грузовой автомобиль, летящая птица и самолет, рыба и судно на подводных крыльях и др.