Основы дизайнерского проектирования / Композиция
Свет и тени
Весь предметный мир мы воспринимаем с помощью света (будь то свет естественный или искусственный), так что влияние света на восприятие формы огромно. Достаточно в течение одного солнечного дня проследить, как меняется впечатление от формы, например. какого-либо скульптурного памятника. Изменение яркого солнечного освещения может привести к самым неожиданным эффектам - как положительны", так и отрицательного. Скульптура то высвечивается прямыми лучами, то появляются длинные тени на лице и фигуре от высоко стоящего солнца, то весь фасад погружается в тень, когда солнце оказывается позади памятника. Все это надо учитывать при проектировании. Так, если объект ориентирован на север и другая ориентация в данной ситуации невозможна, авторам необходимо особое внимание обратить на силуэт композиции, а в теневой части - в значительной степени активизировать форму. Характер преобладающего освещения обязательно принимается во внимание при создании любой этой среды, и без него не мыслится само существование человека. Поэтому разрабатывая объемно-пространственные композиции, необходимо умело использовать функционально-эстетические возможности света
Анализируя роль света в композиции объемно-пространственных структур, необходимо остановиться на праздничном световом оформлении города, когда светом акцентируются не только элементы декоративного оформления, но и наиболее значительные архитектурные сооружения В В вечернее и ночное время, когда все мелкое и случайное погашается тьмой, высвечивание динамичных по силуэту и форме архитектурных сооружений и элементов праздничного оформления усиливает воздействие этих форм на зрителя, создавая радостное, праздничное настроение. Очень эффектен в ночное время динамичный, движущийся свет. Он привлекает особое внимание гуляющих по улицам горожан, заставляет останавливаться и просматривать все варианты свето-цветовой композиции
При разработке сложных поверхностей в процессе художественного конструирования нельзя не учитывать влияния световых бликов. Основное внимание при этом необходимо акцентировать на соблюдении закономерностей в геометрическом построении сложных поверхностей, ибо здесь световой блик служит самым строгим контролером. Тени связывают воедино все элементы формы, укрепляют ее основу. Объект становится особенно рельефным и выразительным, когда он оптимально освещен. Методы разработки сложных поверхностей по существу связаны с распределением на них света и теней с учетом поведения световых бликов. Формы легковых автомобилей стали настолько изысканны, переходы формообразующих линий настолько сложны и нюансны, что малейшая неточность в построении формы — нарушение ее геометрии— будет обнажена светом. Но даже когда таких ошибок нет, а просто форма найдена без строгого учета распределения света и теней, световой блик может пройти как раз по тем местам кузова, которые нежелательно выявлять. Поэтому лучшие автомобильные модельеры тщательно работают над светотеневой структурой, проверяя пластику кузова "на свет". Эти методы составляют специальный раздел теории формообразования.
Теоретические основы этой области формообразования, до сих пор не утратившие своего значения и изучаемые сегодня с живым интересом, были заложены еще в эпоху Ренессанса, а наибольший вклад в разработку теории теней и света внес Леонардо да Винчи. Вот лишь некоторые из его наблюдений и выводов:
"Среди блесков равной силы тот обнаружит наиболее превосходную светлоту, который будет находиться на более темном фоне"; "Среди бликов равной силы тот покажется менее ярким, который порождается на более белой поверхности"; "Та тень покажется наиболее темной, которая будет окружена наиболее ярким светом, и, наоборот, она будет менее очевидной там, где она возникает на более темном фоне"; "Тень укрепляет форму, свет разрушает ее".
Особенно велико значение светового блика для изделий со сложными криволинейными поверхностями. Проходя по крайним точками образующих, он подчеркивает и выявляет особенности рельефа, обозначает кромки в местах примыканий различных материалов. Когда блик сбивается, становится неровным, то сужаясь, то неожиданно расширяясь, то виляя из стороны в сторону, форма смотрится мятой, строгость и четкость линий исчезают. Природа деформации светового блика может быть различной. В одних случаях его сбивка на каком-либо участке или нарушение всей линии блика—следствие нарушения геометрической основы формы. Значение светового блика как организующего форму средства особенно возрастает при малых радиусах кривизны у сложных поверхностей с криволинейными образующими. Чем меньше радиус кривизны, тем острее и ярче блик, и в этих случаях любое, даже незначительное нарушение плавности переходов образующих поверхности приводит к такой деформации светом, что форма оказывается непоправимо испорченной.