Основы дизайнерского проектирования / Композиция
Соподчиненность элементов
Главным, своего рода синтезирующим качеством композиции является гармоничная целостность формы, которая возникает лишь в результате особого соподчинения всех частей целого. Но гармоничное соподчинение элементов формы не есть непосредственное следствие (механический результат) конструктивных связей даже при достаточно логичном решении конструкции. В основе такого соподчинения всегда лежит закономерность или ряд закономерностей композиции, отступление от которых, как правило, приводит к частичной или полной дезорганизации формы.
В дизайнерских решениях самых разнообразных объектов часто приходится сталкиваться с проблемой соподчинения элементов композиции. Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на соподчинении элементов главных, менее значимых и второстепенных. Главная особенность здесь — это органичность соединения элементов формы, соподчиненность, без которой не существует и целостности. Реальные технические объекты нередко лишены этого важнейшего качества композиции: объемы состыкованы чисто механически, и, отсоединяя ту или иную часть, трудно уловить, каким же было исходное целое.
Соподчиненность частей органичной композиции присуще только сравнительно сложным композициям. Представим себе каждую из составных частей целого как бы "законченной в себе", автономной. В этом случае она уже не будет как-либо связана с другой, соседней частью и выпадет из целого: изделие будет состоять из отдельных самостоятельных элементов, и его целостность будет чисто механической.
Классическим примером органической связи частей является позвоночник. Каждый позвонок — как бы нечто законченное, его форма — сама завершенность. И вместе с тем так и хочется приставить один позвонок к другому — это предопределено их строением.
Почему землеройная машина отличается своей целостностью? Потому что каждая из ее частей зрительно нуждается в примыкании к смежной, между ними глубокая внутренняя связь. Попробуем рассмотреть, например, шасси. Оно как бы просит, чтобы его загрузили, поставили сверху некоторый объем. Шасси для этого предназначено, и мы это ощущаем. Также немыслим ковш без несущей его конструкции: сам по себе он не воспринимается как завершенная форма, как часть целого. Снимите мысленно кабину, попытайтесь ее рассматривать отдельно — у вас появится потребность поставить ее на шасси. Она внутренне связана и с рабочим органом, как бы нацелена на него. И остекление обычно устроено так, что ориентирует кабину именно в направлении этого рабочего органа. Здесь соподчинению частей машины помогает как бы их внутренний диалог.
Соподчинение частей композиции связано с симметрией. Ось симметрии (или плоскость симметрии) всегда композиционно объединяет составляющие элементы. Поэтому, если группа деталей абсолютно симметрична, она становится автономной по отношению к целому. Предмет, состоящий из отдельных симметричных групп, зрительно распадается.
Подчинение одной какой-либо оси нагляднее всего прослеживается в естественном мире. Взглянув, например, на человеческую фигуру, мы отмечаем, что ни один из членов (рука, нога) не имеет своей оси симметрии, туловище со всеми его частями подчинено только одной плоскости симметрии.
Соподчиненность может быть поддержана или усилена применением цвета, тона и фактуры. Так целое разделяется на объединенные какой-либо общей связью части при помощи цвета или фактуры. Активным дополнительным средством достижения соподчиненности элементов композиции является их объединение цветом. Существует немало различных приемов. В одних случаях используется общая цветовая конфигурация — единое цветовое поле, которое и объединяет разнородные элементы. В других это визуально подчеркнутая линейная цветовая коммуникация — своего рода цветовой каркас, связывающий разрозненные части машины. В третьих это прием "мечения" разных элементов системы своим цветом, который создает связи даже между элементами, непосредственно не соседствующими друг с другом.
Итак, целостность формы и соподчиненность ее элементов связаны между собой, как следствие с причиной. Если почему-либо не удается соподчинить основные элементы и возникают серьезные композиционные противоречия между их формой и характером связей между ними, достижение целостности становится весьма проблематичным.