Основы дизайнерского проектирования / Основы колористики
Цветовая символика
На чем основано существование цветовой символики? Где искать его корни, в природе или в самом человеке? Чему, например, приписать символику красного цвета — крови или, наоборот, нервному возбуждению от восприятия красного? Некоторые явления природы вызывают у всех людей одинаковые ощущения, порождающие сходные символы, как, например, синева неба или зелень растительности. Все же природа и психика могут только подсказывать, а не служить основанием систематизации символов.
Необходимо отличать понятие цвета как выражения эмоционального состояния от понятия цвета — символа. Цвет, безусловно, связан с культурой и каждая культура имеет свою систему символов. Эта истина хорошо известна по искусству средневековья, в котором церковь предписывала художникам цветовые каноны, поэтому изучение цвета станет тем эффективнее, чем теснее оно будет связано с историко-культурной средой. Человек древности устанавливал взаимосвязь между землей и небесными светилами, ночью и днем, связывая их со светом и цветом. Первый тип символизма — прямое соотношение: огонь передавался красным, что признавалось всеми первобытными людьми. Второй тип появился от ассоциации с событием: черный цвет ассоциировался с отчаянием и смертью. Третий тип символизма устанавливался за счет случайного обычая: использование белого цвета для обозначения траура в Китае.
Символические цвета закрепились в астрологии для обозначения небесных светил. Каждый знак зодиака также ассоциировался с определенным цветом.
Символику цветов можно наблюдать в национальных флагах (слово "цвет" часто употребляется как синоним слова "флаг"), в геральдике, в одежде. Символическое использование цвета постоянно рядом с нами и иногда трудно решить, где кончается древний символизм и начинается недавно возникший обычай.
В средневековой культуре Центральной и Средней Азии была канонизирована система семи цветов: черный, белый, сандаловый, красный, желтый, зеленый, синий. Существенное отличие мусульманского от христианского учения о свете в том, что темнота не является негативной. Черный символизирует восхождение к божеству, полное самоуничтожение, белый — спускается от солнца, символизирует единство. Между черным и белым — цвет сандалового дерева как цвет земли. Эти три цвета символизируют и три состояния человека: активность, пассивность, нейтральность. Каждый из последних четырех цветов обозначал основные элементы бытия, время года, свойства и качества, дневной и жизненный циклы, отношение к движению. Эти четыре цвета связаны с системой традиционного мировосприятия.
Красный цвет — наиболее древний из всех хроматических цветов, наиболее часто встречающийся и поэтому самый богатый смысловыми значениями. В доисторические времена в жилище человека господствовал красный цвет пламени над очагом, земля многих районов близка оттенкам красного цвета, отсюда такие названия, как "красная пустыня", "красный каньон", "красная долина" и даже "красная река".
Эволюция красного цвета в истории культуры представляет особый интерес. Несмотря на общечеловеческие основы символики красного цвета, его значение менялось для представителей различных культур. История его значений уходит в историю человечества. В Древнем Египте он ассоциировался с божествами, с землей и солнцем. В других странах он связывался со сторонами света, например, в Монголии — с западом, в Китае — с югом. У древних греков красный цвет был цветом бога Диониса и, по свидетельству Плиния, являлся основным в живописи и архитектуре. Красный цвет любили в Вавилоне, Ассирии и Персии. Финикийцы открыли пурпур, ставший излюбленным у императоров Рима. Многие византийские церкви были окрашены насыщенным красным цветом. Для эпохи Ренессанса красный цвет ассоциируется с понятиями отрицательного характера — яростью, жестокостью, местью, связывается с кровавыми столкновениями. В дренерусской символике красный цвет — красота, сила, власть. В современном мире это цвет революции.