Проектирование предметной среды / Методика проектирования предметов

Эскизное проектирование

Образ будущего устройства машины начинает смутно зарождаться еще на подготовительной стадии. Но начало проектирования зримо проявляется только при эскизировании.

Первые наброски еще очень приблизительны. Автор графически (или пластически) выражает свои еще не вполне оформившиеся идеи. Графически — потому что он рисует карандашом, углем, акварелью. Пластически — потому что выполняет макет — объемное изображение.

В процессе проектирования нужно и рисовать, и лепить, потому что и то и другое одинаково необходимо. Рисуя, можно очень быстро перепробовать разные варианты, рисунок следует за мыслью. Но рисунок лишь условно изображает трехмерную форму. Только макет может достоверно передать строение предмета.

Проектирование идет двумя путями—"изнутри" и "извне". Компонуя внутреннее устройство, добиваясь рационального, удобного, мы должны тут же проверить, в какие внешние формы выльется наше решение, какой облик получит предмет, и, наоборот, рисуя или моделируя внешний объем, следует периодически проверять, как получается с компоновкой внутри.

Естественно, что, чем элементарней предмет, проще его устройство, тем меньшее значение имеет внутренняя его компоновка, и, наоборот, сложный организм больше обусловлен внутренним строением, а его внешний вид увязывается со складывающимся внутренним устройством.

Как сочетается внутреннее устройство с внешним, можно проследить на примере проектирования электрического фонарика. Естественно, что у него есть прототип, и даже не один.

Компоновка электрического фонарика - www.Dizayne.ru Электрические фонарики с питанием от батарейки существуют давно. В распоряжении проектировщика два элемента питания, лампочка и отражатель. Это основные составляющие. Начнем с поисков наилучшего расположения элементов—это предопределит внутреннее устройство и вместе с тем и внешнюю форму.

Мы начинаем с того, что рисуем разрез фонарика — это условное изображение его внутреннего строения. На нем и ведутся поиски наилучшего сочетания его внутренних составляющих блоков. В нашем примере это элементы, рефлектор, лампочка.

Первый вариант. Элементы параллельны; лампочки и рефлектор располагаются с торца полученного блока.

Второй вариант. Элементы параллельны; лампочка и рефлектор выведены на боковую плоскость.

Третий вариант. Элементы последовательны; лампочка и рефлектор с торца.

Как мы видим, каждый из трех вариантов компоновки дает свою совершенно непохожую внешнюю форму, и облик предмета делается совсем иным. Для того чтобы полнее ощутить трехмерную форму каждого из этих вариантов, лепят макеты и сравнивают их. Далее проверяется удобство обращения.

Первый вариант фонарика удобен тем, что его легко охватить рукой, удобно его включение и выключение. Технологических недостатков нет — объем компактен, и ему можно придать разные пластические оттенки — скруглить углы или, наоборот, подчеркнуть основную форму параллелепипеда. Недостаток такой схемы в том, что если фонарик подвесить на грудь (чтобы освободить руки, а при работе в темноте это порой просто необходимо), то свет будет падать не вперед, как это обычно требуется, а вниз.

Второй вариант отличается от первого тем, что лампочка и рефлектор размещены на широкой стороне, и если фонарик подвесить, то свет будет падать вперед. Зато в руках его держать не так удобно.

В третьем варианте фонарик приобретает цилиндрическую форму. Его удобно держать в руке; подвешивать его практически можно, но свет будет падать вниз.

Так внутренняя компоновка взаимосвязана с внешней формой, так в зависимости от этой компоновки предмет приобретает совсем иной облик. В данном примере мы искали форму как бы "изнутри".

Возможна и другая последовательность, когда мы идем от внешней формы к внутреннему устройству. Допустим, мы задаемся целью сделать тот же фонарик цилиндрическим и ищем пути к этому решению, компонуя между собой составные части именно так, чтобы обеспечить эту нужную нам форму. Можно исходить и из потребности создать компактный объем и искать соответствующую внутреннюю компоновку.

Часто, найдя интересную внешнюю форму, заманчивую объемно-пространственную структуру, стремятся в соответствии с ней скомпоновать внутренние блоки. Так можно подходить к механическим игрушкам, например: придумать забавный паровозик с вагончиками таким, каким он может быть привлекательным для малышей, а уже потом размещать внутри и его нехитрый механизм.

Но в ряде случаев даже первое соприкосновение с темой требует точности. Так, например, начинается работа над проектом детского велосипеда: здесь существуют определенные соотношения, которые должны стать основой компоновки. Проектировать, не считаясь с ними, бессмысленно, так как они определяют основные пропорции. В более сложных механизмах, станках или приборах, заданные условия могут быть еще определеннее и жестче.

Начинают проектировать в мелком масштабе, когда еще нет деталей, а передается самое общее, основное. По мере того как все яснее проявляются контуры будущего предмета и его пространственная структура, масштаб берется крупнее и все больше деталей рождается из как будто бы случайных штрихов и пятен.

Многие предметы проектируют с самого начала в натуральную величину. Это прежде всего все то, что предназначено для руки и что можно проверить, только ухватив, повернув рукой, испытав удобство манипулирования (инструменты или приспособления, ручки и проч.).

В итоге проектных поисков появляется несколько эскизных вариантов, принципиально отличающихся один от другого, и предстоит решить, какой из них следует предпочесть. Для этого методически сравниваются варианты: удобен ли будущий предмет? Обещают ли быть легко и осмысленно увязаны его внутренние блоки? Слаженна, гармонична ли его внешняя форма? Хорошо ли он войдет во взаимодействие со своими предметными "соседями"?

Автору всегда трудно отнестись объективно к тому, что им создано. Созидание и самооценка — необходимые составные части творческого процесса. То, что может быть придумано чисто интуитивно, иногда неосознанно, должно прежде всего получить самую строгую, самую трезвую оценку самого автора.

Варианты продуманы, взвешены все "за" и "против". Выбор сделан. Теперь нужно показать свое эскизное предложение специалистам — художникам и инженерам.

Для этого нужно выполнить уже не отдельные эскизы, а эскизный проект. Он обычно состоит из нескольких иллюминованных (многоцветных) или отмытых чертежей (чертежи, на которых тушью или акварелью отмоделирована форма предмета) - ортогональные проекции — вид спереди, вид сбоку, сверху и разрез. При помощи светотени передан внешний его вид, облик. Если предполагается цветное решение, то соответственно и изображение делается цветным. Для передачи цвета пользуются, кроме акварели, также гуашью и темперой.

Графика обязательно дополняется макетом, выполняемым в каком-либо определенном масштабе.