Проектирование предметной среды
Формирование нашей индивидуальной предметной среды
Как мы можем участвовать в формировании предметной среды?
Делать ее рациональнее, удобнее, комфортнее.
Делать ее красивее и привлекательнее.
Находить пути к тому, чтобы индивидуальный вкус не противоречил вкусу других там, где среда вмещает людей с разными воззрениями, наклонностями, привычками.
Нужно помнить, что, повышая свою культуру и личный вкус, нам легче понять задачу, а уже от ее понимания перейти к практическим действиям.
Подобно профессионалам-дизайнерам, молодежи необходимо общаться со всеми видами искусств, прежде всего пластическими. Больше смотреть живопись — она развивает чувство цвета, помогает получать подлинное удовлетворение от колористического совершенства предмета и среды.
Изделия традиционных художественных ремесел, будь то жостовские подносы и дымковские куклы, каргопольские фигурки и дагестанские кувшины,— другой образец гармонии. Каждый памятник народного искусства обладает своими неповторимыми качествами. Дело даже не в том, что нужно стремиться их приобрести, а в любовании ими, понимании их поучительности и народной мудрости, в оценке их художественных достоинств.
Памятники скульптуры служат неиссякаемым источником эстетических переживаний и расширяют наши представления о пластических формах, богатстве и неисчерпаемости пространственных и пластических эффектов.
Присматриваясь к архитектуре, изучая ее памятники, мы постигаем много полезного и поучительного для себя, острее, глубже понимаем окружающую нас предметную среду, активнее стремимся к ее облагораживанию, подлинной эстетизации. Ведь равновесие, ритм, масштабность и другие категории композиции имеют в дизайне и в архитектуре прямую аналогию.
Наш кругозор и понимание дизайна развивают выставки различных промышленных изделий. На них можно видеть самое интересное, что дает современная отечественная и зарубежная практика. Сопровождаемый объяснениями показ, в момент, когда ваше внимание сосредоточено на обозревании экспонатов и не отвлекается ничем, может дать очень многое в плане понимания общих эстетических свойств вещей и обогащает сознание образами, формами, сочетаниями, заслуживающими запоминания, а иногда и подражания. На выставках можно увидеть целые ансамбли (так принято показывать мебель, например). Макетируется все помещение со светильниками и занавесками, всевозможной домашней утварью, т. е. создается полная иллюзия жилого пространства.
Пониманию искусства, обострению художественного чутья способствует общение с поэзией и музыкой. Там мы встречаем и соотношение частей, разнообразие и взаимосвязь ритмов, контрасты и нюансы, а также более общие категории — такие, как понимание целого, стиля и многое другое. Структура произведения, его ткань в музыке даже очевиднее и доступнее для понимания, чем в мире предметов. Это особенно ощутимо в широко известных в музыке понятиях "ведущая тема", "смена и сопоставление темпов", "лейтмотив" и т. п. Все это имеет в дизайне более или менее близкую аналогию.
Что может дать для непрофессионала развитый вкус и знание основ композиции? В чем это может практически выражаться, какую реальную пользу может принести это знание? Отличать плохое от хорошего в окружающем нас предметном мире — самое основное, а это уже немало. Но могут быть сделаны и последующие шаги: можно научиться анализировать причины неосознанной подчас внутренней неудовлетворенности предметом или комплексом предметов, предметной средой. Ведь причина неудовлетворенности может скрываться даже не в форме единичного предмета, а в неудачном его сочетании с другими предметами, фоном или в несоизмеримости его с окружающим пространством. Может быть, ошибка кроется в неудачно принятой, неуместной цветовой гамме? Может быть, эти же предметы должны восприниматься в другой последовательности?
Умение анализировать свои неосознанные ощущения — уже более высокий уровень эстетического познания предметной среды. Человек должен определить свое личное отношение к предметному миру, познать свои индивидуальные склонности, свою меру по отношению к величине пространства, напряженности конструктивных сочетаний, роду материала, цветовой гамме, гармонии.
Когда человека совершенно инстинктивно влечет к красивому и отвращает от некрасивого, то говорят, что у него "хороший вкус". И хотя это уже само по себе является признаком внутренней культуры человека, главное заключается в другом: необходимо уметь объективно анализировать свои ощущения и давать им оценку.
Ну а как же практически реализуется эта сознательно приобретенная культура? В чем она выражается и чем обогащает духовный мир современного человека? Жизнь на этот вопрос дает недвусмысленный ответ.
Человек, усвоивший законы пластических видов искусства, в том числе и дизайна, умеющий охватить мысленным взором существо и форму предметной среды, обладает рядом несомненных преимуществ:
1) в отборе лучших вещей и их сочетания. Выбор уже сам по себе требует известной подготовки, знаний, чутья;
2) в изготовлении вещей, хотя как будто бы это звучит парадоксально и в наше время является скорее исключением из правила. Мол-де вручную так не сделать, как это может выполнить машина. Однако толчок к изготовлению вещей — это внутренняя, свойственная большинству эстетически развитых людей потребность создавать для себя художественно неповторимые предметы. Еще больше к этому побуждает массовость и обезличенность промышленной продукции;
3) в создании предметной среды. Организацией своей квартиры каждый занимается по своему разумению — красит или оклеивает обоями стены, подбирает и расставляет мебель, развешивает на стенах картины. Здесь большой простор для организованного дизайна.
Предметная среда, как мы это знаем, находится и за пределами нашего жилья: это и спортивные площадки, и двор около жилого дома, и летний лагерь, и многое-многое другое, с чем мы сталкиваемся в пору учебы, отдыха или работы. Пока "благоустройством" этих территорий занимаются, как правило, стихийно, не пытаясь внести какой-либо эстетический момент. К подобной деятельности чаще относятся с позиции пользы, удобства, сообразуясь с рациональностью и здравым смыслом. Для украшения территории, как правило, служат цветочные клумбы, расчищенные, посыпанные песком дорожки да добротная покраска стен и ограды — этим в большинстве случаев и ограничиваются.
Каких-либо готовых рецептов для воплощения в жизнь всего того, о чем только что шла речь, нет и быть не может — это противоречило бы самому принципу искусства. Мы можем только помочь некоторыми методическими советами, разбирая наиболее характерные примеры и давая те или иные рекомендации.