Эволюция предметного мира прошлого / Барокко и рококо

Зарождение стиля рококо

Типы шкафов - www.Dizayne.ru У европейской знати художественно-эстетические запросы, перерастая в капризы и прихоти, сменялись беспрестанно. В конце XVII века законодательницей мод стала Франция. Поистине сказочной была пышность французского двора в пору правления короля Людовика XIV, "короля-солнце". Выстроенный при нем Версальский дворец поражал современников своими колоссальными размерами и безмерным богатством. Ослепительная пышность обстановки создавалась не столько мебелью, сколько шитыми золотом и серебром шелковыми гобеленами с изображениями целых жанровых сцен, громадными вазами для цветов и зелени, светильниками и другими изделиями из серебра. Столы были уставлены большими сервизами со множеством предметов, наборами ложек, ножей и вилок для каждого — нововведение для того времени. Эти предметы были обильно украшены скульптурными элементами, тонкой гравировкой поверхностей. (Кстати, вся сделанная из серебра утварь была переплавлена в монеты, когда пошатнулись финансовые дела французского монарха.)

В эпоху Людовика XV Франция вступает в полосу быстрого экономического развития. С ростом богатства страны в придворных и аристократических кругах усиливается тяготение к роскошной, комфортабельной жизни. Эта тенденция отразилась и на характере искусства эпохи. Стиль рококо тоже является стилем искусства двора и аристократии. В противовес парадности и масштабности барокко в архитектуре рококо получают развитие постройки более интимного, камерного характера, с господствующим в их интерьере, обстановке культом уюта, изящества и изнеженности.

"Рококо" - стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в., его название происходит от французского слова, означающего "узор из камней и раковин". Искусство рококо было завершением и поздней, наиболее утонченной и облегченной стадией искусства барокко. Но в нем появились и совершенно новые черты. Для рококо характерен уход от противоречий жизни в мир фантазии, мифологических и пасторальных сюжетов, экзотических (китайских, турецких) полусказочных образов.

В декоративных композициях господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм, в отделку внутренних помещений вводятся сложнейшие лепные и резные узоры, завитки, раковины, маски, живописные и скульптурные панно в замысловатых обрамлениях, зеркала причудливых очертаний, воздушная легкость, изысканность, асимметрия. В целом для произведений стиля рококо характерны светлые тона, отказ от строгой тектоники и прямых линий. Скульптура и живопись рококо изящны, декоративны, но неглубоки; архитектура (особенно интерьеры особняков) отличается уютом, пространственной свободой, отходит от парадных регулярных схем планировки.

Особенно успешно развивалось декоративное искусство, проникнутое духом комфорта и внимания к личному удобству. Рококо возникло и получило развитие во Франции, где были созданы лучшие интерьеры этого стиля. В Германии и Италии элементы рококо проявляются в украшении интерьеров и фасадов зданий, хотя основой архитектурного стиля оставалось барокко.

Появляются новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. Стиль рококо наиболее ярко и последовательно проявился в оформлении интерьеров. В убранстве покоев на всем лежит печать доведенной до предела утонченности. Зеркала, позолота, буйно стелющиеся по стенам и потолкам лепные узоры деформируют пространственную структуру интерьеров. Архитектоническое начало с его колоннами, пилястрами, карнизами сменяется откровенно декоративным; единственный элемент, служащий членению поверхностей стен и потолков, — капризно изогнутая рамка.