Эволюция предметного мира прошлого / Барокко и рококо
Предметный мир в стиле рококо
Изящная мебель в стиле рококо, нарядные предметы украшения, уютные, обставленные с большим вниманием ко всем мелочам жилища, утонченные формы светской жизни, — все это становится неотделимой частью повседневного быта высших кругов общества.
Оформление столь характерных для эпохи рококо салонов и будуаров становится главной задачей прикладного искусства. По сравнению со сдержанностью и трезвостью барокко они перенасыщены предметами меблировки, но в целом — это эталон утонченности, элегантности, изнеженности. Нежные, пастельные тона преобладают и в колорите, наиболее частые цветовые решения — белое в сочетании с голубым, зеленым или розовым и непременное золото.
Главный мотив в убранстве интерьера — невысокий камин, покрытый мраморной плитой и тонко отделанный стукко. На камин ставили часы, канделябры, предметы украшения, а участок стены над ним покрывался зеркалом, оправленным в роскошную раму. Зеркал в салонах и будуарах было обычно много; развешанные на стенах и расставленные на столиках-консолях, они усложняли, деформировали пространственную структуру помещений. Нередко зеркала размещались, по обеим сторонам камина, расположенного у глухой стены; это позволяло, уютно примостившись у растопленного камина, одновременно любоваться видом зимнего пейзажа, перспективой парка, раскрывающейся за окнами (дворец в Сан-Суси).
В это время знаменитый русский архитектор Варфоломей Растрелли (1700-1771) строит для императрицы Елизаветы и ее вельмож великолепные дворцы — Петергофский, Царскосельский, Зимний, Воронцовский, Строгановский. Просторные залы этих дворцов поражают обилием лепных узоров, блестящими, отражающимися в зеркалах паркетами, искусно расписанными плафонами.
В середине XVIII века европейская знать предпочитала скорее небольшие уютные комнаты, обставленные легко передвигавшимися невысокими креслами, столиками, банкетками. Одностильные, обитые одинаковой тканью, они образовывали гарнитуры. Такие группы мебели дополнялись вазами, скульптурами на специальных подставках или консолях, вошедшими в обиход напольными часами и другими менее значительными предметами. В дамских комнатах — будуарах пространство заполнялось маленькими письменными столиками, этажерками, горками для фарфора. В будуарах и проходила в основном светская жизнь, они были местом общения не только у аристократов, но и у подражавших им наиболее состоятельных буржуа.
Стиль рококо избегал прямых линий не только в архитектуре, но и в мебели. Одни лишь крышки столов были горизонтальными, все остальные поверхности, как правило, были криволинейны вне зависимости от их места и предназначения. Характерно, что опорой почти всех предметов мебели служили так называемые кабриоли — утончающиеся книзу изысканно изогнутые ножки.
Одним из самых излюбленных предметов обстановки того времени становится комод, своей словно набухающей формой живо напоминающий традиционные китайские сосуды. Декор еще более усиливает это ощущение: передняя стенка комода воспринимается прежде всего как великолепное мозаичное панно. Только по еле заметным, разрезающим нарядную композицию швам можно обнаружить границы выдвигаемых ящиков.
Далеко не всегда можно распознать конструктивное устройство вещей. В креслах, стульях, в многочисленных вариантах письменных столов бросается в глаза перетекание одних частей предмета в другие, их видимая слитность. Места скрепления отдельных частей как бы маскируются орнаментом: сиденье кресла плавно переходит в ножки, столешница стола буквально срастается с его основанием.
Отделка предметов достигает подлинного совершенства: используется и золоченая бронза, и фарфор, и мозаика из камня или различных пород дерева, заимствованная у Востока лаковая живопись. Раскованность и смелость орнаментального убранства, острота рисунка и композиции, украшавших мебель, были удивительны. Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин, как бы пульсирующий поток стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле, и в фарфоре, и в дереве.
Поверхность дерева, основного материала, из которого вырабатывалась мебель, покрывалась краской или позолотой; предметная культура середины XVIII века не придерживалась "правды" материала. В такой же степени в изделиях того времени трудно найти и "правду" конструкции и "правду" назначения. Никогда еще мебель не была так сходна с посудой, а посуда с мебелью, комод по своей форме — с серебряной суповой чашей, а чаша — с фаянсовой миской.
В духе предметов того времени был и костюм. Затянутая в корсаж, с расширенной до гротескных размеров юбкой (кринолином), с обилием отделки, кружев, светская женщина была похожа на фарфоровую статуэтку. Дамские прически, украшенные цветами, перьями и драгоценностями, превратились в предмет специального искусства, которому посвящались целые трактаты. Мужские костюмы шили из таких же богатых тканей, как и женские, отделывая кружевами и богатыми застежками. Эти застежки стоили иногда целое состояние: так, например, в качестве пуговиц могли быть использованы маленькие часы в оправе из драгоценных камней.