Эволюция предметного мира прошлого / Период классицизма
Период классицизма в России
Много поистине замечательного было сделано в этот период классицизма в России. Были сооружены великолепные ансамбли в усадьбах Кусково и Останкино под Москвой, в Павловске, Царском Селе, Гатчине под Петербургом.
Замечательным архитектором Чарлзом Камероном (1730-812) в Павловском дворце была спроектирована "нижняя столовая", а для Екатерининского дворца (в теперешнем городе Пушкине) — "Зеленая столовая", "Китайский кабинет" и многое другое.
К сожалению, время мало что сохранило, но проектные листы другого замечательного зодчего того времени — Андрея Воронихина (1760-1814) дают представление о том, как задумывались предметы внутреннего убранства — светильники, подвесные масляные лампы, декоративные вазы, экраны для каминов и т. п.
В теперешней экспозиции музея Павловского дворца можно увидеть изящнейший прибор для умывания — чашу и кувшин из хрусталя и металла, спроектированные А. Воронихиным и выполненные в петербургских мастерских.
Архитектурный декор и декоративное искусство основывались на античных образцах. В первой трети XIX в. высокий (зрелый) классицизм (называемый также ампир), достигший в России высокого подъема, был последним большим классическим стилем.
Позже классицизм перерождается в реакционный академизм и, несмотря на усилия многих академий художеств и ряда крупных мастеров (Ж. О. Д. Энгр во Франции, Ф. А. Бруни в России), теряет значение. В России поздний академический классицизм середины и второй половины XIX в. стал официальным искусством самодержавной монархии, с которым вели борьбу прогрессивные мастера, в том числе передвижники. Произведения русских живописцев К. П. Брюллова и А. А. Иванова все больше обогащались тенденциями романтизма и реализма, пришедших на смену классицизму.