Эволюция предметного мира прошлого / Период классицизма
Произведения английских мастеров конца XVIII в.
До конца XVIII века влияние французской культуры на художественную жизнь Западной Европы было решающим, но с этого времени на авансцену выдвинулась Англия. Здесь раньше других стран произошла промышленная революция, повлекшая за собой глубокие изменения в общественной жизни. Наметился отход от дворцовой уникальности, промышленная и ремесленная продукция, основанная на использовании последних изобретений и новой технологии, стала более массовой.
Так, совершенно новое направление получила керамика. Это направление связано с именем Джозайя Веджвуда (1730-1795). Он был изобретателем новой технологии и новых материалов. Его изделия имели матовую поверхность, окрашенную солями металлов в голубоватые, оливковые, желтоватые тона. На этот фон накладывались тонкие белые изображения, имевшие чаще всего какой-либо античный прообраз. Изделия Веджвуда, исполненные благородства и тонкого вкуса, завоевали всеобщее признание.
Трудно переоценить вклад в мировое предметное искусство английских мастеров того времени — Роберта Адама (1728-1792), Джоржа Хеппльуайта (ум. в 1786 г.), Томаса Шератона (1750-1806).
Адам был архитектором, автором многих известных построек и образцов мебели. Любое его произведение — не только интерьер, но и предмет меблировки (стол или кресло, консоль или комод) — имело ярко выраженный архитектурный характер. Книжный шкаф Адама с полным правом можно сравнить со зданием. И в самом деле, глухой его низ напоминает цоколь, основную его часть увенчивает украшенный гирляндами карниз, подобно тому как завершается фасад дома. Вместе с тем это не просто внешнее подражание архитектуре — здесь все закономерно и основано на логике.
Произведения английских мебельщиков:
а) Адам. Проект книжного шкафа; б) Г.Хеппльуайт. Стул; в) Т.Шератон. Умывальник.
Хеппльуайт сначала был только исполнителем проектов Адама, но постепенно стал обретать самостоятельность как конструктор-художник. Особо примечательными были его стулья и кресла. Они обычно имели простые ножки и сиденья, а вся красота и примечательность их была в спинке — всегда ажурной, в форме щита или наложенных один на другой овалов. Его тонкие структуры, иногда чисто геометрические, иногда напоминающие растительные формы, создавали надежную опору для спины сидящего человека. Здесь полностью торжествовал конструктивный смысл, все остальное было ему подчинено.
Важнейшей чертой творчества Шератона, другого последователя Адама, была необычайная изобретательность в проектировании, по существу, новых, форм мебели. Им создаются самые разнообразные столы для кабинетов, столовых и гостиных — круглые, квадратные, на одной ножке и на четырех, иногда складывающиеся, иногда на роликах. Сколько изобретательности было в устройстве столиков для карт и шахмат с ящиками-емкостями. Для женщин были созданы остроумные варианты столиков для рукоделия со всякого рода удобными приспособлениями, местом для ткани, инструментов и т. д.
Шератону принадлежит также изобретение вращающейся емкости для книг, нашедшей, как и многие другие его предложения, применение в современной практике.
Адам, Шератон и Хеппльуайт выпускали альбомы проектов мебели, которая широко тиражировалась мебельщиками-ремесленниками. Недаром Англию той эпохи называли страной разумного комфорта.
Однако многое из того, что внесли английские мастера в совершенствование предметной среды, было (перефразируя известное выражение "искусство для искусства") техникой для техники. Сложнейшие головоломные трансформации вещей являлись зачастую практически нецелесообразными, пустой забавой. Увлечение хитроумными устройствами было связано с "модой" на технику, с интересом к технике, которая стала завоевывать умы людей.