Эволюция предметного мира прошлого / Эклектика и историзм

Стиль бидермейер

В эпоху, последовавшую за буржуазно-демократическими революциями 1848 года, возник стиль, который позже получил насмешливое прозвище "бидермейер" (слово "бидермеиер" — "бравый господин Мейер" — как синоним мещанства ввел в обиход поэт Эйхродт). От холодного, аристократического ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Однако это не архитектурный стиль; с наибольшей полнотой он проявил себя прежде всего в интерьере и мебельном искусстве.

Буржуазному сознанию отвечали такие стилевые формы, в которых главный упор был на практичности. Критерием же полезности бытовой вещи, мебели считались прежде всего такие качества, как прочность, доброкачественность, удобство.

В эту эпоху типично буржуазные элементы быта проникают и в дворцовый интерьер, в жилища королей и аристократической знати. Стиль бидермейер, распространившийся почти по всей Европе, особенно пышно расцвел в Германии и Австрии, поднялся на высокий уровень и в Англии, Дании, России, о чем свидетельствуют, помимо прочего, издававшиеся в начале века журналы мод. В 1808 году начал выходить журнал "Repository of Arts", на страницах которого воспроизводились проекты образцовых предметов мебели. Первое время это были проекты мебели в духе поздних образцов Шератона, Хоупа и Смита, но постепенно наряду с ними снова появляются проекты предметов с изогнутыми формами и точеными деталями, около 1820 года, к ним присоединился еще и готизирующий резной декор.

Стиля бидермейер наследует многие черты ампира и пуританского буржуазного мебельного искусства Англии конца XVIII — начала XIX века, известное влияние оказала и эмоциональность зарождающегося романтизма. Бидермейер был, по существу, стилем буржуазного искусства. Бидермейер не был простым производным от ампира, хотя отдельные специалисты и склонны считать, что в стиле бидермейер обрела полноту демократическая линия стиля ампир. Хотя отдельные признаки и роднили его с ампиром, свойственные тому холодная надменность, помпезность и богатство остались ему чуждыми.

В английской мебели привлекали такие ее качества, как целесообразность и дешевизна. Влияние английского вкуса в 80-х годах XVIII столетия проникло даже во Францию. Интерьер стиля бидермейер, в полной мере отвечавший понятиям буржуа об уютном, комфортабельном жилище, дает верное представление об экономическом положении и характере культурных запросов буржуазии в первые десятилетия XIX века. Стиль бидермейер может служить, в частности, примером тому, как определенная эпоха при помощи относительно скромных средств решает проблему жилого интерьера, гармонирующего со всем укладом жизни данного класса, как унаследованные традиции перерабатываются в соответствии с требованиями и вкусами времени, и т. д.

Жилой интерьер стиля бидермейер производит довольно целостное впечатление. Помещения просторные, светлые; членения в форме выдержанных в строгих линиях элементов архитектурного ордера делят стены на спокойные поля; в одном из углов помещения в круглой нише помещается изящная белая печь. Ослабление антикизирующей тенденции приводит к упрощению средств оформления. Зарождающийся романтизм усиливает в интерьере элемент интимности. Комната, обставленная в стиле бидермейер, может служить образцом веселого, уютного жилья. Интерьеры отличаются выдержанностью пропорций; потолки, как правило, сводчатые, оконные проемы глубокие, стены оклеены обоями снежной белизны либо с узорами (цветы, полоски) в светлых тонах. Воздушные муслиновые занавески, теплые коричневые тона мебели, развешенные на стенах миниатюры, акварели, гравюры, лента колокольчика и модные дешевые (нередко сделанные собственноручно) силуэты — все это вносило в жилище эпохи бидермейера настроение уюта и интимности. Никогда еще в жилых помещениях не хранилось столько сентиментальных, наивных сувениров и украшений, музыкальных часов и вышивок, как в этих дышащих романтикой комнатах. В эту эпоху возникла и так называемая "чистая комната" ("Gute Stube") - обставленные с особой заботой, эти "воскресные" комнаты, возникшие в подражание аристократическим салонам, предназначались для приема гостей.

В мебели эпохи бидермейера присутствует большая часть современных типов, она освободилась от архитектурных форм и чужеродного декора. Отличительные признаки мебели бидермейера: плавно изогнутые спинки и локотники кресел, диванов, стульев; гнутые и точеные ножки, широко распространившиеся после 1830 года. Главные достоинства изделий стиля бидермейер составляют удобство и красота форм, благородство материалов, безукоризненная столярная работа. В мебели этой поры строгость и холодная величавость классицизма постепенно вытесняются более естественными формами, плавно изогнутыми линиями.

Простота форм мебели компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных мотивами натуралистически трактованных цветов. В арсенале выразительных средств все еще удерживаются такие рассчитанные на внешний эффект элементы, как устои в форме лиры, печи-обелиски и др. Конструкции отдельных типов мебели отличаются остроумием, оригинальностью и безыскусственностью; главное их достоинство — практичность и удобство в быту. Ведущими центрами мебельного производства этой эпохи были Лондон, Берлин и Вена.

В эпоху бидермейера наиболее распространенными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды простых геометрических форм и линий, свободные от декора. Стремление к удобству и комфорту, столь характерное для эпохи, привело к созданию широко варьируемой формы дивана с плавно изогнутыми спинкой и локотниками. Кровати исполняются с простыми, гладкими поверхностями, с одинаковыми по высоте головным и ножным щитами. В эту эпоху люди много и охотно пишут, отсюда и повышенный спрос на письменные столы и секретеры. Возросло количество типов столов, различающихся по назначению: помимо обеденных, употребляются читальные, курительные, рабочие, цветочные, игральные столы и столики. Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо и непременные спинеты (клавесины небольшого размера). Комнатные растения, также одно из непременных украшений жилищ, содержатся в цветочных корзинах и вазах, устанавливаемых на различных подставках.

Стиль бидермеиер, этот буржуазный вариант классицизма, продержался в европейском прикладном искусстве вплоть до середины XIX века. Однако уже во второй трети века к нему были подмешаны романтически-барочные элементы, что привело к появлению первого "неостиля" — "обновленного" варианта одного из старых стилей, в данном случае — неорококо.