Проектирование предметной среды / Наш дом - удобный и красивый. Мебель в интерьере
Сочетание цветов в интерьере
При длительном созерцании одного цветового источника восприятие также притупляется: дополнительный к нему цвет воспринимается более остро. Это свойство зрения называется адаптацией. Цветовой адаптацией объясняется влияние различных цветов друг на друга при их сопоставлении, явления цветовых контрастов и гармоний.
Применение цвета связано с общими композиционными задачами, планировкой помещений, расстановкой мебели. При этом используется принцип зонирования помещений. Цветом или другими композиционными приемами выявляется зона отдыха, зона приема пищи, работы и т. д. Например, если центром композиции является зона отдыха, это подчеркивается цветом обивки мягкой мебели или цветом ковра. В этом случае остальная часть интерьера решается более сдержанно.
В цветовом решении интерьера и его оборудования необзодимо учитывать закономерности цветового контраста при одновременном или последовательном сопоставлении цветных полей, обусловленных психофизиологическими особенностями зрения. Основное внимание нужно обращать на рациональное использование действия контрастов, создание наиболее благоприятных цветовых сочетаний — гармоний. В рабочей зоне цветовые и световые контрасты должны быть очень мягкими. Цвет в зависимости от композиционной задачи должен расчленять или объединять формы, подчеркивать тектонический строй интерьера, усиливать или нивелировать пространственные соотношения интерьера. Цветовое решение рабочей зоны должен прежде всего облегчать физиологическое напряжение и создавать условия для эффективной работы и поддержания чистоты. Количество цветов ограничивается тремя-четырьмя, один из которых является доминирующим, определяя основной колорит оборудования. При выборе цветового решения оборудования интерьеров детских комнат необходимо учитывать развитие и психологию ребенка. Дети начинают различать цвет в возрасте 6-9 месяцев, предпочтение при этом отдается теплым цветам: красному, желтому, оранжевому. В возрасте двух—четырех лет цветовая гамма расширяется, ребенок начинает воспринимать окружающее пространство, форму предметов; в 5-6-летнем возрасте у детей проявляется интерес к холодным тонам — синему, зеленому, фиолетовому и их сочетаниям.
Цветовой контраст — мера различия цветов или красок по их цветовому тону, насыщенности и яркости. Он может быть большим, средним и малым.
Цветовые гармонии — определенное сочетание цветов, вызывающее эстетическое удовлетворение человека. По степени цветового контраста цветовые гармонии делятся на контрастные и нюансные. Контрастные гармонии — сочетание двух или нескольких цветов с большим или средним цветовым контрастом. Частным случаем контрастных гармоний являются гармонии дополнительных цветов. Нюансные гармонии — сочетание двух или нескольких цветов одного цветового тона, отличающихся по насыщенности илн яркости, а также двух или нескольких цветов с малым контрастом по цветовому топу, независимо от их насыщенности и яркости.
Основа построения цветовых гармоний — выявление доминирующего цвета, играющего основную роль в композиции, и обеспечение цветового равновесия. Основной цветовой тон выбирают исходя из психофизиологических, функциональных и эстетических требований. Его доминирующая роль определяется наибольшей площадью, яркостью, либо насыщенностью по сравнению с другими цветами, участвующими в композиции, либо местом расположения в поле зрения наблюдателя. Остальные цвета противопоставляются главному по цветовому тону, насыщенносги и светлоте в контрастных гармониях или сближаются по цветовой характеристике в нюансных. Для обеспечения цветового равновесия цвета наиболее насыщенные должны занимать меньшую площадь, а менее насыщенные — большую.
Особенностью современного жилого интерьера является создание гармонии путем сочетания цвета отдельных предметов в интерьере, дополняющих и усиливающих друг друга. Характерным является применение чистых, ярких цветов и цветов сдержанных, нейтральных, являющихся фоном. В помещениях, предназначенных для работы, не допускаются сильные контрасты в освещенности и цвете. В помещениях для отдыха необходимо создать спокойную, уравновешенную цветовую гамму — гармонию близких цветов.
По традиции для стен пользуются большею частью коричневатыми, серо-желтоватыми и зеленоватыми обоями или краской хотя это не всегда хорошо.
Цвет стен какого-либо помещения не существует отдельно и не воспринимается в отдельности: переходя из комнаты, окрашенной синим, в комнату с белыми стенами, вы будете в этих белых стенах ощущать красноватый оттенок. Если вы выходите из темного помещения, то последующие помещения будут вам казаться светлее, чем это есть на самом деле.
Все эти практические советы основаны на физиологии восприятия цвета и вполне объективны. Сложнее с эстетической стороной: были попытки дать точные рецепты красивых гармонических сочетаний, но они не привились (как и большинство категорических рекомендаций эстетического порядка).
Можно только наверняка сказать, что белый, черный и все оттенки серого сочетаются с любыми тонами палитры, хорошо сочетаются оттенки одного и того же цвета (густозеленый с разбеленным зеленым, например, красный с тем же красным, в который добавлен черный, синий и голубой, коричневато-красный и оранжевый и т. п).
Интересное суждение высказал по этому поводу известный итальянский дизайнер Соттсас: "Разноцветие тоже утомляет. Зеленый цвет луга всегда приятен, так как состоит из множества оттенков зеленого. Синий цвет моря, бурый цвет камня тоже. Система цветовой окраски путем гармонизации оттенков одного и того же цвета — таков сейчас мой подход к колористке..." Это высказывание нельзя рассматривать как признание нюансной окраски, единственно приемлемой. Существуют разные ситуации, разные возможности и, наконец, разные вкусы.
Вместе с тем существуют некоторые устоявшиеся наблюдения и рекомендации:
Оранжевый цвет хорошо дополняется белым и коричневым (оранжевая обивка кресел и стульев, белые их несущие части, коричневые или белые стены, например).
Красный цвет в сочетании с черным делается еще более активным, но соседство с белым его смягчает. Коричневый может служить как бы переходом от красного к белому и красного к черному. Красно-белая обивка, черное дерево, бело-черные стены могут составить гармоническое сочетание.
Синий цвет вообще несколько холоден для жилья, но его сочетания с теплым — желтым или красным — вносят очень энергичное звучание в общую цветовую гамму. Интересные варианты дают соседство синего и зеленого, сине-коричневого. Следует добавить, что чистыми красками практически не пользуются: к ним всегда подмешивается немного других красок, но чаще всего белая или черная.
Цветовая гамма строится не только на соотношении больших плоскостей, но и на отдельных вкраплениях цвета. Здесь нужно отметить несколько закономерностей: белый цвет — хороший фон для включения ярких цветовых пятен. Плоскость, окрашенная белым или серым, играет роль, подобную паспарту для живописи или графики. Поэтому можно выдержать весь колорит, например, на оттенках белого, найдя места для звучных цветовых акцентов. Цветовая гамма спальни может быть такой: кровати — белые, стены — жемчужно-серые, ковер на полу — ярко-малинового цвета. Такого же, как и ковер, цвета могут быть какие-нибудь предметы на прикроватной тумбочке: лампа-ночник или будильник. Такая "перекличка" одинаковых или близких между собой цветовых пятен — одно из средств гармонизации целого.
В последнее время вместо традиционной фанеровки мебель стали окрашивать, это сразу открыло новые возможности для создания самых различных цветовых гармоний. Цвет стен мог стать неотличимым от поверхности платяного шкафа, например, а обивка кресла — от его конструктивных частей. Если не вся комната целиком, то какая-либо ее зона приобретала общий, построенный лишь на незначительных нюансах колорит, а чем меньше составляющих цветовой среды, тем проще ее гармонизация.
В заключение мы должны признать, что все приведенные советы очень приблизительны, решающими же остаются вкус и мера в организации цветовой гармонии. Здесь, как и в искусстве в целом, видимо, нельзя обойтись без того, что знаменитый русский художник В. А. Серов называл "чуть-чуть". Без этого "чуть-чуть" мир прекрасного лишается своей одухотворенности и личностного начала.